Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Вся логистика давно настроена»: как параллельный импорт поедет в Россию после новых санкций Евросоюза

10 октября 2022, 17:45
Евросоюз утвердил восьмой пакет санкций в отношении России. Один из его пунктов — возможное введение ограничений в отношении граждан и организаций третьих стран. Как считают опрошенные 66.RU эксперты, хотя новые санкции и могут заставить другие государства более осторожно сотрудничать с РФ, каких-либо серьезных последствий ждать не стоит — российский бизнес адаптировался к условиям параллельного импорта и уже наладил новые логистические цепочки.

Кто попадет под санкции

Под европейские санкции могут попасть компании или граждане любых государств. Пока речь не идет о том, чтобы вводить ограничения против целых стран. Хотя, по мнению аналитиков, не исключен и такой вариант развития событий, когда под санкции может попасть целое государство, которое не сможет выполнить требования Евросоюза.

«Впервые санкции Евросоюза могут приобрести экстерриториальный характер (что ранее было характерно только для американских санкций). Конечно, это заставит третьи страны более осторожно принимать решение о сотрудничестве с российскими гражданами и бизнесом, проверяя, не находится ли они в санкционных списках и не запрещена ли к ввозу в РФ та или иная продукция из западных стран», — рассказала 66.RU руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Последствия нового пакета

Эксперты и участники рынка считают, что ждать какого-то существенного ухудшения ситуации с поставками товаров из Европы не стоит. И тем более непонятно, как Европейский союз будет контролировать уровень помощи России со стороны других стран, если речь не идет о каких-то крупных производствах.

По словам директора дочерней компании ТК КИТ ООО «ФинЭкспортУрал» Юлии Кузнецовой (компания организует цепочку поставки товаров между Россией и странами ЕАЭС), Казахстан, ставший транзитной территорией для ввоза иностранных товаров в РФ, пытается ограничить товарный поток, боясь попасть под санкции.

«Однако все придерживаются законодательства и провозят то, что можно. И до введения новых санкций не любую продукцию можно было ввезти. Но всегда существуют варианты обхода запретов», — отмечает эксперт.

Аналитик «Финама» добавляет, что в отношении подсанкционной продукции (прежде всего это касается промышленного и технологического импорта) большинство стран и сейчас действуют достаточно осторожно.

«Но параллельный импорт — это не столько про обход санкций, сколько про преодоление логистических и расчетных ограничений, а также добровольных решений западных компаний уйти с российского рынка. В этом случае угрозы вторичных санкций не должно возникать», — считает Ольга Беленькая.

Пути обхода

Финансовый аналитик Константин Селянин отмечает, что зарубежные санкции хорошо и практически без сбоев действуют в финансовом секторе, поскольку здесь достаточно рычагов контроля, но с поставками товаров ситуация сложнее — импортеры найдут лазейки в законодательстве.

В качестве успешного внедрения запретов он приводит ситуацию с платежной системой «Мир» и со SWIFT, от которой отключили большую часть российских банков.

«После заявления минфина США о готовности вводить санкции против тех, кто поддерживает использование национальной платежной системы «Мир» за пределами России, от нее отказалась Турция, Армения, Вьетнам и другие. С другими товарами сложнее. Уверен, что в России придумают пути отхода. Например, мы уже видим возвращение челноков. Везде, где будут лазейки — ими будут пытаться воспользоваться», — говорит эксперт.

Как рассказал 66.RU руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК Андрей Побежимов, пока влияния новых ограничений компания не почувствовала.

«Работающие механизмы поставок из Европы сейчас есть и пока все работает, менять ничего не планируем. Мы все так же используем транзитные автомобильные пути через Беларусь (с перегрузом) и Прибалтику, а также авиадоставку через третьи страны. Как себя поведут партнеры после нового пакета санкций мы пока не знаем», — отмечает Побежимов.

Юлия Кузнецова подчеркивает, что пока о сокращении поставок речи не идет, хотя объемы отгруженных товаров из Европы после февральских событий действительно стали меньше.

«Эти санкции, возможно, коснутся крупных компаний, а частный бизнес, с которым мы работаем, более гибкий. Сейчас бизнес старается импортозамещать санкционные товары — что-то везут из Китая, что-то начали производить в России. Те предприятия, которые сами возили товары из Европы, открывают юрлица в третьих странах и продолжают работать с Россией. Хотя большими партиями товар из Европы сейчас никто не привезет», — говорит директор «ФинЭкспортУрал».

По словам Кузнецовой, на транспортных компаниях новые ограничения никак не скажутся, потому что все логистические цепочки давно настроены, а их количество будет только расти.