Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Нас ждут две трети мира». Оптимистичное интервью бизнесмена, вышедшего за год на рынки 30 стран

«Нас ждут две трети мира». Оптимистичное интервью бизнесмена, вышедшего за год на рынки 30 стран
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Директор по экспорту смоленской компании Vetbot Алексей Баранов считает, что европейские санкции, отключение банков от SWIFT, логистические проблемы, политическое давление можно преодолеть и продолжить выходить на мировые рынки. В интервью 66.RU он рассказал, какие механизмы лично использует для этого.

После двух лет пандемии, в условиях санкций экспорт товаров просел. По прогнозу министерства экономики и территориального развития Свердловской области, по итогам 2022 года экспорт сократится на 32,6%. Однако некоторые участники рынка настроены оптимистично. На «Экспортном марафоне», который прошел в Екатеринбурге, президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин заявил, что после падения в феврале, летом рост экспорта составил 40% по отношению к 2021 году. Впрочем, не уточнив, как изменились показатели по сравнению с допандемийным 2019 годом.

Один из участников марафона — директор по экспорту смоленской компании Vetbot Алексей Баранов. Предприятие производит профессиональную мебель для ветеринарных клиник и за год вышло на рынки 30 стран мира. В интервью 66.RU он рассказал, почему сейчас — самое время начать экспортировать.

— Мы работаем с самыми разными странами, в том числе и дружественными — это Колумбия, Гонконг, Италия. Мы работаем по всему миру. Мой принцип — класть яйца по разным корзинам. Не зависеть от локального рынка, от одной страны, иметь как можно больше клиентов.

— Ситуация в мире складывается так, что многие страны теперь не хотят сотрудничать с Россией. Как предлагаете действовать?

— Есть различные варианты, чтобы продолжать поставки в разные страны. Я общался с ребятами из Екатеринбурга, которые продолжают отправлять продукцию в Японию и США с помощью DHL. Сейчас обсуждаются поставки через Дубай, через Стамбул. Надо просто посчитать, что более выгодно. Понятно, что это будет немного дольше, немного дороже. Но мы заинтересованы в том, чтобы сохранить клиентов и поставки во все страны, с которыми сотрудничаем.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Это все вопрос логистики, понятно, что она усложнилась. А что касается отношения к российскому бизнесу?

— Не читайте советских газет до обеда. Простые люди или бизнесмены — это не политики, они заинтересованы в максимизации прибыли. И для них самое главное — соотношение цена/качество. Поэтому всегда можно договориться. Есть примеры, когда создаются новые бренды с нуля. Где-нибудь в Дубае российская компания создает бренд, и под ним поставки продолжают идти в различные страны. Всегда есть какие-то компромиссы, которые можно и нужно находить.

— И все-таки нельзя отрицать, что после 24 февраля бизнес, а тем более экспортоориентированный, должен был просесть.

— Конечно, мы провисали, но потом все вернулось на круги своя. Спрос никто не убирал. И даже если в какой-то стране происходит что-то непонятное, это все нивелируется тем, что общемировой рынок колеблется в правильных промежутках. Я позитивно смотрю в будущее, потому что в той же Латинской Америке или ОАЭ все хорошо, они очень далеки от того, что происходит в Европе.

— А если говорить не об экспорте, а об импорте. Производство товаров для ветклиник разве не зависит от поставок комплектующих из-за границы?

— Хороший вопрос. Конечно, лучше стопроцентная локализация или наличие нескольких разных поставщиков. У нас был случай, когда мы зависели от одного конкретного продавца и он нас подвел. Мы долго мыкались по рынку, пытаясь найти по приемлемой цене ту запчасть, которая нужна. Есть варианты.

— Ну хорошо. А проблема с оплатой — отсутствие валюты, отключение банков от SWIFT и т. д.?

— Это вопрос чисто технический. Есть огромное количество вариантов — работа с банками, имеющими китайские корни и предоставляющими услуги по оплате в юанях. Есть криптовалюта. SWIFT тоже продолжает работать, хоть и не у всех.

Да, проблемы и вопросы были, но их можно решить. Это как с коронавирусом. Тогда тоже был ступор, но через некоторое время прошел. Так же будет и здесь. Логика любого бизнеса — не зависеть от локального бизнеса, а делать шаги по развитию. Нужно идти на глобальный рынок. Ну и что, что одна треть мира нас не очень сильно ждет. Есть и другие две трети глобального рынка, куда можно и нужно идти. И лучше это сделать прямо сейчас, пока не случилось новых потрясений.