Минцифры опубликовало рекомендованный список специальностей вузов, которые окончили сотрудники IT-компаний, чтобы те могли получить отсрочку от частичной мобилизации. Перечень вызывает вопросы — в нем не хватает еще целого ряда специальностей, фактически рассчитанных на айтишников. Изменения, которые внесли за последние сутки, принципиально ничего не меняют.
Главное — в другом.
Минцифры считает, что российскую отрасль IТ двигают люди, окончившие вуз по какому-то не вполне очевидному списку. Такой подход меня крайне огорчает.
Для многих профессий ценность высшего образования в России сильно нивелировалась. Физика-ядерщика, наверное, не возьмут главным инженером на атомную станцию без законченного высшего образования, но в сфере IT такой подход не работает уже лет двадцать. Работодателю гораздо важнее знания специалиста и его подходы к решению проблем.
Прежде чем взять нового работника, мы проводим собеседование, сравнимое по сложности с госэкзаменом в вузе. Предлагаем решить реальные инженерные задачи, смотрим, как человек думает, как владеет инструментами, которыми ему потом придется пользоваться.
Нам совершенно без разницы, есть у человека высшее образование или нет. Если ты студент — можешь учиться и работать. Обычно студент на третьем курсе, уже в достаточной степени владея будущей профессией, приходит работать в IT-компанию и быстро растет — работа в нашей отрасли подразумевает постоянную учебу. Перестанешь учиться — отстанешь от жизни навсегда. Сейчас мне 46 лет, и я заканчиваю обучение в московском университете искусственного интеллекта — после финального экзамена в октябре получу диплом международного образца.
IT-компании охотятся за грамотными/думающими студентами с момента их поступления в вуз, если не со школы. Уже на третьем-четвертом курсе такой студент работает в прекрасной компании, зарабатывает в три-четыре раза больше своих родителей. Однако его диплом в отрасли никого не интересует. Работодатель за границей тоже смотрит на диплом формально.
Для него это просто бумажка на русском языке. Главное, чтобы кандидат прошел испытание и показал, на что способен.
Именно поэтому огромное количество людей в IT-компаниях законченного высшего образования не имеют.
Но тут приходит Минцифры со своим списком и предлагает дать отсрочку людям, получившим образование.
Какое отношение имеет это образование к реальности? Никакого.
У меня в компании 35 человек. Две трети из них — без профильного образования: или не окончили вуз, или учились по другому профилю. Я сам по специальности — инженер-электрик. Трое из пяти наших первых наемных сотрудников сейчас работают в крупных западных компаниях на серьезных инженерных должностях. Причем диплом о высшем образовании есть только у одного.
NetAngels.ru создали в 2003 году три бывших студента без грантов, кредитов и любого другого стороннего финансирования. Никто не принес нам чемодан денег. Мы сами скинулись баснословными суммами — по 4 тысячи рублей на покупку первого сервера, который и сервером-то назвать трудно. И вот, 19 лет спустя, мы — аккредитованная IT- компания, входящая в реестр разработчиков российского ПО. В ближайшие год-два перейдем в категорию среднего бизнеса.Мы занимаемся эксплуатацией и администрированием объектов критической инфраструктуры IT. А что будет, если завтра военкоматы отправят две трети моих сотрудников на фронт?
Это реальная угроза.
По сообщениям с мест мы уже поняли, какой бардак в военкоматах. Там нет никакой цифровизации — никто не знает, где находятся люди из запаса, кто эти люди, сколько у них детей, какое состояние здоровья. Едва сверху спустили приказ мобилизовать 10 тысяч человек, в военкомате сдули пыль со старых списков и начали брать всех, кто попал под руку.
Сейчас речь идет об IT-компаниях, вероятно, потому, что эти компании важны для российской экономики. Это не просто чей-то фетиш. Но делать надо не так, как предлагает Минцифры.
На мой взгляд, решить проблему можно очень просто.
У Минцифры есть список аккредитованных компаний — я о нем уже упоминал. Что мешает запросить в пенсионном фонде фамилии сотрудников этих компаний и сообщить их в военкоматы?
Иначе получается какая-то ерунда. Никто не знает, призовут его или нет. Не буду скрывать — часть моих специалистов уже уехали за границу и работают удаленно. Пока они с нами, но кто знает, что будет завтра?
Речь, впрочем, не о том, что люди, работающие в IT, — белая кость, а остальные пусть идут в окопы. Наша отрасль существует не сама по себе — мы продаем услуги другим компаниям и организациям. Не станет их, не станет и нас.
Так что проблема общая.