Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Боимся безработицы, а проблема совсем в другом». Три способа восполнить дефицит самых нужных кадров

11 августа 2022, 09:59
Колонка
«Боимся безработицы, а проблема совсем в другом». Три способа восполнить дефицит самых нужных кадров
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Растущая безработица поможет закрыть массовые вакансии на рынке труда, но не решит проблем со специалистами высокой квалификации. Многие из них намерены продолжить карьеру за границей. Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин — о трудном выборе российского работодателя.

Когда российские и иностранные компании столкнулись с санкционными ограничениями в поставках сырья или комплектующих, на рынке труда возникла пауза. Предприятия отправили сотрудников в отпуска — этих людей (пока) не сократили, но фактически они не работают.

В таком подвешенном состоянии находится довольно приличная часть рабочей силы. Наверное, миллионы людей по всей стране, но высокой безработицы мы не видим — согласно методологии, их считают занятыми, и это нормально.

Синие воротнички

Но вот минуло пять месяцев, и отпускники начали перетекать в состав безработных — это заметно по комментариям региональных властей, по тому напряжению, о котором мы слышим и читаем. Сообщают, в частности, что «АвтоВАЗ» предложил сотрудникам «Лада-Ижевск» уволиться за пять-семь средних зарплат и медицинскую страховку, оплаченную до конца года.

При этом — если верить официальным данным — количество приезжих, работающих в России, увеличивается. Пока их численность не превышает той, что была до пандемии, но уже за первый квартал 2022 года в страну въехало в четыре раза больше мигрантов, чем в такой же период 2021 года. Крепкий рубль добавляет им оптимизма. Некоторые регионы — Калужская, Калининградская, Тверская, Тюменская области и Югра — уже начали ограничивать гастарбайтеров в выборе работы, опасаясь, что они составят конкуренцию местным жителям.

Депутаты Госдумы предлагают сократить квоты, думая, что уволенные российские граждане пойдут работать строителями, грузчиками, разнорабочими и уборщиками.

Если смотреть данные статистики, в конце 2021 — начале 2022 года количество занятых в России не изменилось по сравнению с допандемийным периодом 2019–2020 — ни в целом по стране, ни в подавляющем большинстве регионов. Это не значит, что экономика совсем не росла, скорее трудовой ресурс перераспределялся между разными секторами. Безработица оставалась низкой, но зачастую это совсем не благо, как принято считать, а показатель дефицита кадров, не полезного для рынка труда. В целом, соотношение занятых и безработных могло быть другим, если бы не смертность от коронавируса и на ее фоне — избыточная смертность населения от других болезней.

Теперь мы видим — с началом кризиса беспокойство, что работы на всех не хватит, усилилось, и власть в отдельных (пока) регионах обратилась к административным запретам. Но это скорее попытки подстелить соломку. По моим прогнозам, существенных изменений на рынке труда ждать не стоит. Безработица будет плавно расти, но с учетом большого кадрового дефицита в разных отраслях, в ближайшие два-три года вряд ли превысит порог в 6%. Рабочие руки найдут применение и в промышленности, и в сегменте услуг.

Заметно больше, чем численность занятых, пострадают доходы граждан. Так уже было в один из предыдущих кризисов шесть-семь лет назад. Это проблема, которую мы ощутим позже.

Белые воротнички

Многие высококвалифицированные специалисты предпочли уехать из России. Власти уверяют, что 80% из них вернулись. Но вернулись они не для того, чтобы снова устроиться на работу, а чтобы разобраться с делами и покинуть страну насовсем. Они поняли, что апокалипсиса не случилось — есть время собраться с мыслями, подготовиться. Хуже другое — примеру вернувшихся невозвращенцев могут последовать те, кто не поддался панике и продолжает пока работать, но тоже ищет возможность уехать.

Заместить дефицит этих специалистов не получится.

Возьмите, к примеру, IT-специалистов, которых и в мирное время не хватало, а теперь многие редислоцировались за рубеж. Как быть с ними?

Вариантов, собственно, три.

Первый — снизить запрос на айтишников, что естественным образом и случится, если государственный и частный сектор откажется от запланированных уже программ и проектов (этот процесс уже набирает обороты).

Второй способ — в горизонте нескольких лет обучить новые кадры. Теоретически это возможно — российские вузы продолжают их готовить.

Наконец, есть аутсорсинг, которым грех не воспользоваться. Недавно американская компании Talent Inc, поглотившая в 2021 году сервис Resume.io — российский конструктор резюме с готовыми шаблонами, решила сэкономить — уволила наших инженеров и заменила их дешевыми индийскими айтишниками. Насколько оправдан такой подход, судить не берусь, но тренд понятен. Индия — неисчерпаемый источник IT-кадров. По количеству венчурных IT-проектов она намного превосходит Россию. Если посчитать объем этого рынка в России и в Индии — разница будет в сто раз.

Вдумайтесь на секунду — в сто раз!

Можно, конечно, рассуждать о качестве кадров. Верю, что квалификация программистов из России выше, чем у индийских коллег. Однако большинство задач, которые решают IT-специалисты в Индии и в России, вполне рутинные — если их правильно оформить, упаковать и отправить на аутсорсинг, можно получить недорогие и оперативные решения.

Но есть проблема.

Аутсорсинг хорош, если вы умеете объяснить, что вам нужно. Тогда не придется десять раз все переделывать из-за того, что неправильно поставил задачу. Беда в том, что искусство точных формулировок недоступно большинству российских заказчиков, поскольку требует высокого уровня собственной квалификации. Чтобы правильно расставить точки над i, нужно примерить на себя роль исполнителя. Это не так просто, как может показаться. О ментальных и языковых барьерах я уже не говорю.

Но если гордость не обломится, локальный дефицит специалистов можно смягчить за счет индийского аутсорсинга. Тем более, с нынешним текущим курсом работодатель сэкономит, заказав работы недорого.

Время подумать еще есть.