Нодирбек Рузиев — руководитель отдела внешнеэкономической деятельности компании «Kolberg Production»
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
— Чем занимается ваша компания?
— Можно сказать, что основали компанию в 1998 году. Начинали с дистрибуции товаров народного потребления: средств гигиены и косметики. В 2017 году запустили новый проект уже по строительному направлению, открыли оптовый склад, где продавали товары частично импортные, частично местного производства. И уже в 2019 году запустили первый строительный гипермаркет в Карши площадью 4 тысячи квадратных метров. Через 3 года еще один в Ташкенте, уже на 12 тысяч. До конца еще один гипермаркет открываем в Самарканде, а по плану у нас 100-процентный охват территории республики и представительство во всех 12 регионах.
— Это магазины формата «Леруа Мерлен» или «Оби»?
— Да, это формат DIY (do it yourself, — прим. ред.) — то есть сделай сам. Наши гипермаркеты устроены так, что можно выбрать товары от эконом-сегмента до премиального уровня.
— Как удается конкурировать с мировыми сетями, такими как «Леруа»?
— В Узбекистане сейчас аналогов нет, мы единственные игроки. А если брать конкурентов местных, то мы выигрываем за счет сервиса и комфорта покупателя. В Узбекистане до сих пор работают традиционные рынки, но, как вы понимаете, там очень жарко, особенно летом. По рынкам в жару ходить многие люди просто не хотят. А у нас можно купить все в одном месте. И большой ассортимент товаров — больше 35 тысяч товарных позиций. И если строить дом, то от фундамента до лампочки можно закупиться. Плюс есть компания строителей, дизайнеров.
— Как прошел визит в Свердловскую область?
— Съездили хорошо, область богатая по строительному направлению, поэтому продуктивно. Уже есть потенциальные партнеры, с которыми будем сотрудничать и контрактоваться.
— Например, кто?
— Компания УЗДМ делает дымоходы бытового и промышленного назначения. Мы с другого региона возим котлы, тоже российского производства, и к ним в комплектацию нужны дымоходы. В Узбекистане уже сталкивались с проблемой того, что у нас нет производственных мощностей. Есть те, индивидуальные предприниматели, кто собирает дома или в маленьком цеху. А масштаба нет.
Еще есть интересная компания «Stella», которая производит МДФ-панели, декоративные панели. На них сейчас есть спрос на рынке и они даже могут заменить ПВХ-панели.
Еще мы обратили внимание на товары бытового назначения предприятия «Исток» — у них есть разные вешалки, стеллажи для белья, складные стеллажи. Эти товары нас заинтересовали, потому что на нашем рынке могут конкурировать с китайскими аналогами. С Россией работать выгодно.
— А по цене и объемам мы разве проходим? Обычно же Китай опережает всех.
— На данный момент по цене надо посчитать, но в целом, думаю, да. Во-первых, за счет логистики, потому что доставка из Китая сейчас занимает больше времени, чем из Свердловской области, поэтому можем выиграть по товарообороту.
Во-вторых, если сотрудничать, то документооборот будет в упрощенном варианте, так как все предприятия, которые мы посещали, являются производителями и могут предоставить сертификаты СТ-1, которые намного упрощают процесс растаможки в Узбекистане.
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
— Можем говорить об объемах? Если у вас уже есть три гипермаркета, а планируете еще девять открыть, это же огромный оборот может быть.
— У «Истока» мы сначала будем закупать в пробном варианте, чтобы посмотреть, как рынок будет реагировать на товар, на ценовую политику, мы всегда так пробуем сначала. Но если брать других поставщиков, например «Stella», то мы уже готовы закупаться фурами. Потому что МДФ-панели в стране основном завозные. Есть компании, которые их производят у нас, но они не справляются с объемом и работают в B2B сегменте. А для нас розничная торговля играет ключевую роль.
Что касается «Истока», кстати, еще интересно попробовать поработать с гладильными досками в эконом-сегменте. Их можно закупить и стать дистрибьютором в Узбекистане.
— А разве не проще закупить в Узбекистане вешалки и доски?
— Все равно понятие «сделано в России» играет роль, играет роль качество. Насколько мне известно, рынок Узбекистана гладильные доски не делает, они привозные. Из Ижевска тоже возят от компании «Ника». В России работаем с Ижевском, Ульяновском, недавно посетили Санкт-Петербург, где тоже заключили несколько контрактов. География развивается благодаря центрам поддержки экспорта, которые сводят поставщика и покупателя.
— А были ли другие варианты сотрудничества, можно же не только с Россией, вокруг много дружественных государств?
— С Китаем долгая логистика, если работать с Турцией или Европой, по цене не пройдем, получается, что самое комфортное — это Россия. У разных регионов есть направления сильные.
— Что бы еще захотелось закупать в России в таком случае?
— Мы очень хотим закупать лесоматериалы, так как Россия богата лесом, сейчас ведутся переговоры, будем запускать это направление. Это целый новый отдел, объемы большие. Есть еще в нашем портфеле запрос на сантехнику: фаянс и на инженерную сантехнику, мы готовы эти предложения рассматривать, но пока их не встречал, хотя посетил уже несколько регионов.
Хайотжон Кабиров, соучредитель сети продовольственных супермаркетов «Tiin Market»
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
— Расскажите, пожалуйста, про вашу сеть.
— У нас компания молодая, мы открыли первый магазин в 2020 году в жесткий период пандемии, сейчас у нас два филиала площадью больше полутора тысяч квадратных метров каждый. По нашим меркам это гипермаркеты. В течение этого года откроем еще два. Также у нас есть онлайн-маркет доставки. Главное наше отличие — широкий ассортимент. Обычно продуктовая матрица в супермаркетах жестко регламентирована, мы же пошли другим путем и постоянно расширяем ее, у нас представлены максимально разнообразные товары.
Внутри нашей компании есть IT-компания, которая занимается обеспечением, поэтому у нас разработан свой софт на кассовые аппараты и на складской учет. Имея такие возможности, мы проделываем работу десяти супермаркетов силами всего двух. Мы заинтересованы в продуктах питания и бытовой химии, косметике, а также товарах для дома.
— Какие продукты из Свердловской области вас интересуют?
— Компания «Витек» — это производитель сладкой кукурузы и маршмеллоу, с ними уже договорились о поставках в Узбекистан. Также выбрали товары компаний «Кондитер Профи» и «Слада»: шоколад, карамельная продукция нам интересны, конфеты и пирожные «картошка», мы договорились сотрудничать. Еще одно направление — это рыбные и мясные консервы с Урала. Они имеют сертификат и значок «халяль», что очень важно для Узбекистана, где 90% населения — мусульмане. Где-то 36 миллионов человек. Рынок большой, а халяльная продукция в тренде.
— А почему именно Урал, а не другие регионы?
— Географически Свердловская область нам ближе чем, например, Санкт-Петербург или Москва. До них самолетом из Узбекистана лететь 4,5—5 часов. А до Екатеринбурга — 2,5 часа. Логистика дешевле.
Вперед забегать не хочу, но уже есть восемь компаний, с которыми мы заключили меморандум о сотрудничестве, уверенно об этом говорю, потому что являюсь учредителем нашей сети гипермаркетов. Думаю, что получится сотрудничать именно со Свердловской областью.
— В России сейчас процесс импортозамещения происходит, в вашей стране этого нет, то есть, условно, вы можете закупаться где угодно. Почему здесь?
— Очень правильный вопрос. Издавна мы являемся братскими народами. СССР нас связал. Во всех супермаркетах 60 и более процентов занимают товары российского производства, и наши покупатели лояльны к российскому товару.
Мы смогли встретиться с представителями более десяти компаний, но я хочу сказать, что это не предел, мы всегда открыты и рады всем производителям, желающим выйти на рынок Узбекистана в нашей сфере, всем им я с радостью предлагаю сотрудничество.