Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кольцово теперь точно не станет авиахабом? Что значит для аэропорта смена гендиректора Red Wings

12 июля 2022, 17:50
Кольцово теперь точно не станет авиахабом? Что значит для аэропорта смена гендиректора Red Wings
Фото: архив 66.RU
У авиакомпании Red Wings, которая с 2020 года начала базироваться в Екатеринбурге, сменился генеральный директор. Новым руководителем вместо Евгения Ключарева стал глава аэропорта Жуковский Евгений Солодилин. Что это значит для Кольцово, который многие годы стремятся превратить в международный авиахаб, — в материале 66.RU.

Как сообщили в пресс-службе Red Wings, совет директоров авиакомпании 11 июля удовлетворил заявление генерального директора Евгения Ключарева об отставке. По неофициальным данным, которые озвучили «Ъ» источники на авиарынке, причиной перестановки могло стать решение «Ростеха» усилить авиакомпанию «более лояльными» кадрами.

При новом руководителе авиакомпания внесет в стратегию пополнение парка самолетами Ту-204/214. Кроме того, представители отрасли не исключают, что поменяется и маршрутная сеть авиакомпании. Изначально ориентированная на региональные перевозки, Red Wings продолжит развивать международные направления.

«Вижу свою задачу в дальнейшем развитии масштабного проекта Red Wings по созданию эталонного эксплуатанта российской техники. Конечно, стратегия авиакомпании будет корректироваться как в части флота, так и в части развития маршрутной сети. Важнейшая задача — качественно подготовиться к эксплуатации лайнера МС-21, также считаю важным вернуться к эксплуатации Ту-204, остаются еще перспективные международные и региональные ниши», — рассказал новый глава авиакомпании Евгений Солодилин.

Red Wings сменит аэропорт базирования?

Осенью 2020 года глава авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев анонсировал планы по созданию в Кольцово транзитного хаба — аналога и конкурента Толмачево в Новосибирске, который успешно развивает S7 Airlines. Планировалось, что Red Wings с использованием самолета SSJ-100 сможет подвозить из регионов пассажиров для магистральных и международных направлений «Уральских авиалиний» и наоборот — российские и международные пассажиры получат дополнительную возможность добраться до регионов не через Москву, а через Екатеринбург.

После долгих переговоров в октябре 2021 года Red Wings и «Уральские авиалинии» подписали соглашение о код-шеринге. Впрочем, код-шеринг заработал в одностороннем порядке. То есть «Уральские авиалинии» могут продавать билеты на сегмент Red Wings, а Red Wings на «Уральские авиалинии» — нет.

Но, несмотря на этот шаг, ближе к международному авиахабу Кольцово не стал. В самой Red Wings признают, что единая маршрутная сеть и удобные стыковки не решат проблему. Мешают развитию как минимум низкая платежеспособность населения, относительно невысокий пассажиропоток и закрытие большинства международных направлений сначала из-за пандемии, затем из-за спецоперации.

Сейчас Red Wings базируется не только в Екатеринбурге, но и в Жуковском, Домодедово и Челябинске. Авиакомпания начала перевод рейсов в Жуковский в конце 2020 года, а весной там уже базировалось 5-6 SSJ, выполняющих рейсы за рубеж, написал «Ъ» со ссылкой на источник в Минтрансе.

В сентябре 2020 года Евгений Ключарев анонсировал, что в Кольцово будут базироваться 30 самолетов Sukhoi Superjet 100, которые перевозчик получит в лизинг. К апрелю 2022 года их было только пять, что, впрочем, составляет треть авиапарка Superjet.

Пока распределение SSJ 100 между Кольцово и Жуковским одинаково. По мнению источника на авиарынке, речь может идти о перераспределении самолетов из Домодедово, а не из Екатеринбурга.

Red Wings переориентируется с региональных рейсов на международные?

С 2022 года маршрутная сеть Red Wings начала меняться: изначально ориентированная на региональные перевозки компания продолжит курс на международные направления.

Однако пока основа авиапарка — SSJ 100 — ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет с посадкой на 100 кресел и с дальностью полета 4200 километров. Сейчас Red Wings выполняют рейсы в Армению, Узбекистан, Казахстан и Турцию. Кроме того, с 1 июня авиакомпания запустила рейсы из Москвы в Тель-Авив. Но выполняются они с посадкой для дозаправки в аэропорту Минеральных Вод и общее время пути составляет 8 часов.

Кроме того, Red Wings — один из перевозчиков, который получает госсубсидии на поддержку внутренних рейсов. В перечне Росавиации на 2022 год 86 таких маршрутов.

«Не секрет, что успех нашего проекта сильно увязан с субсидиями. Дело в экономике региональных самолетов. Чем меньше самолет, тем выше удельные затраты на одно кресло. SSJ100 — это самый большой среди распространенных в России региональных самолетов, но на коротких региональных рейсах и с учетом относительно небольшой вместимости удельные затраты велики. Их необходимо компенсировать доходами. И здесь возникают ножницы: для достижения рентабельности нужно взять высокий тариф с пассажира, а пассажир не может или не хочет его платить. Субсидии и позволяют предлагать привлекательные цены, на уровне или ниже тарифов РЖД», — объяснял в интервью 66.RU Евгений Ключарев.

На весну 2021 года, по словам Ключарева, максимальный размер субсидии на длинный рейс составлял около 400 тыс. рублей, на короткий рейс — 100–200 тыс. рублей.

Международные авиарейсы — это уже все-таки коммерческая история, и субсидировать их авиакомпании вряд ли кто-то будет. Кроме того, последние годы правительство РФ взяло курс на развитие внутренних авиаперевозок. Ориентир по внутреннему пассажиропотоку, который в марте обозначил президент России Владимир Путин, — 100 млн человек в 2022 году. При этом в 2021 году на внутренних воздушных линиях было перевезено более 87,5 млн пассажиров.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Red Wings пересадит пассажиров с SSJ 100 на Ту-204?

Новый руководитель авиакомпании внесет в стратегию пополнение парка самолетами Ту-204/214. Сейчас в авиапарке Red Wings один такой самолет в VIP-компоновке, эксплуатацию еще четырех авиакомпания приостановила в конце 2018 года. В Red Wings не планировали летать на этом отечественном самолете в дальнейшем, а хотели полностью переключиться на SSJ 100 и МС-21. Впрочем, отказываться от последних перевозчик также не собирается.

В начале июня гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что госкорпорация планирует выпустить более 110 самолетов типов МС-21, Ту-214 и Ил-114 к 2025 году и около 500 — к 2030 году. По оценке вице-премьера Юрия Борисова, на серийное производство своих самолетов на замену иностранным Россия сможет выйти через три-пять лет. В июне Минпромторг РФ предложил выделить 15,4 млрд рублей на восстановление летной годности 11 самолетов Ту-204/214, Ил-96 и Ан-124, принадлежащих «Объединенной авиастроительной корпорации».

Фото: Настя Кеда, 66.RU

Впрочем, у экспертов рынка не столь оптимистичные прогнозы.

«Прямо сейчас, наверное, разве что попробовать возродить какой-нибудь Ил-96 или Ту-204, так как их производство остановлено пять–десять лет назад. Что касается Ту-214, это как раз модель, которая производилась и которую не надо ни разрабатывать, ни сертифицировать, ее просто в Казани можно ставить на стапеля — и пошли производить. Если говорить про МС-21, наверное, через два года уже будет реально 20 штук собрать. Такими темпами российской авиации придется ждать 30 лет, чтобы произвести столько самолетов, сколько надо, чтобы заменить западный парк», — заявил BFM гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.