Параллельный импорт — это узаконенная часть «серого» импорта, существовавшего во все времена — и при советской власти (в небольших масштабах), и в 90-е годы, когда официальных каналов поставки не было, и сейчас. Суть «серого»/параллельного импорта — в том, что вы находите дефицитный продукт и без разрешения правообладателя товарного знака доставляете груз в страну, для которой он не предназначался. Например, в обход официального поставщика или через посредника из другой страны. Способов много.
Трудности переходного периода
В мае Минпромторг огласил, какие именно товары теперь можно ввозить легально, не опасаясь уголовного преследования, поскольку статьи КоАП, УК и ГК об ответственности за использование чужой интеллектуальной собственности продолжают действовать. Чтобы принять такое решение, власти понадобилось целых четыре месяца — очень долгий срок для решения, требующего незамедлительного принятия. Не успели оформить, как почти сразу Минэкономразвития предостерег коммерсантов от поставок контрафактной продукции.
Раньше контрафактом могли посчитать и оригинальный товар, ввезенный в Россию без разрешения правообладателя, и подделки, изготовленные в третьих странах. Разрешение правообладателя (согласно перечню Минпромторга) сейчас не требуется. Вопрос, хватит ли у таможенников компетенций, чтобы решить, где заканчивается оригинальный товар и начинается контрафакт? Судя по заявлениям официальных лиц, у них есть сомнения. С одной стороны, это создает почву для коррупции, если таможенник, руководствующийся непонятными критериями, обвинит коммерсантов в контрафакте и потребует мзду. Мы возвращаемся в историю с «серым» импортом, за который давали взятки, что вело к его удорожанию и замедляло поставку на рынок. С другой стороны, рынок открывается навстречу ушедшим брендам не полностью, что может сильно сдержать восстановление импорта, привести к дальнейшему удорожанию рубля, от которого страдают экспортеры, но почти не получают выгод потребители, и нанести дополнительный ущерб российской экономике, которого можно было бы избежать.
Но это, похоже, никого не смущает. В июне руководитель Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что благодаря параллельному импорту в Россию уже ввезли товаров на $2 млрд.
Прогнозируют, что ежегодный объем поставок достигнет $100–120 млрд. Параллельный импорт может насытить потребительский рынок недорогими товарами — это в идеале, а конкретная реализация, предложенная властями, вызывает вопросы.
Революции не будет
В сегменте В2С ситуация проще, потому что гарантиями производителя граждане пользуются не всегда, особенно если речь идет о покупке на AliExpress. Однако промышленные предприятия не могут обойтись без ремонтов и сервисного обслуживания иностранного оборудования, не могут отказать своим потребителям в гарантии, даже если пользуются ей не все. С уходом из России западных компаний в этом деле появилось много трудностей.
Если российское предприятие ввозит из-за границы технологический узел, работоспособность которого ему не до конца понятна, а иностранный производитель не готов оказывать сервисные услуги, гарантия на оборудование с таким узлом становится проблематичной. Особенно если мы говорим о технике, напичканной электроникой, — изменить функционал такого изделия или перепрограммировать его в отсутствие оригинального софта невозможно.
Остается вариант вспомнить былое и быстро заменить современную технику на то, что работало еще во времена СССР, — возможные варианты нам уже перечислили. Но настоящего импортозамещения с таким подходом мы не добьемся. Прежде чем выпустить необходимый продукт в России, предприятию придется не один год инвестировать в его разработку, причем «короткими» деньгами, и развить в бизнесе массу ненужных для основной деятельности компетенций. При этом сам продукт, скорее всего, окажется нерентабельным — уже потому, что выпускать его будут в ограниченном количестве для нужд конкретного производства. Чтобы понять, кому еще нужны такие изделия и сколько денег можно за них выручить, придется самому заниматься маркетингом на незнакомых компании рынках. Вопрос — насколько это реально?
Мы видим — простые возможности импортозамещения, о котором начали говорить еще в 2014 году на фоне санкций за Крым, в основном исчерпаны, а масштабная автоматизация бизнес-процессов невозможна — современного «железа» она требует часто гораздо больше, чем софта, а это «железо» у нас почти не производится. Чтобы оно появилось, нужны годы и десятилетия.
Это значит, что промышленная революция 4.0, о которой так много говорили, в России откладывается. В ближайшие годы экономика страны может отделаться умеренными потерями, но в долгосрочной перспективе упущенные возможности колоссальны.