Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Особенности национального бизнеса. Как будет выглядеть Россия, если в ней импортозаместят мировые бренды

24 марта 2022, 16:10
Особенности национального бизнеса. Как будет выглядеть Россия, если в ней импортозаместят мировые бренды
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
С начала военной операции на Украине число компаний и организаций, пожелавших покинуть Россию, перевалило за сотню. Взамен чиновники заговорили об «импортозамещении» и «национализации» иностранного бизнеса. Спикер Госдумы Вячеслав Володин, например, предложил заменить McDonald's «Дядей Ваней». Вслед за этим последовали другие идеи по замене иностранных брендов. Чтобы вам было легче представить, в какой стране мы скоро будем жить, мы нарисовали для вас импортозамещенную Россию будущего.

Нашу экскурсию по России, «где все импортозаместили», можно начать с высказывания депутата Госдумы РФ, ее вице-спикера Петра Толстого, который объяснил на примере «Макдоналдса», что импортозамещение в стране, конечно, особенное мероприятие и тесно связано с «национализацией».

«Продукты российские, здания — у нас, технологии находятся в стране. Что мешает под другой вывеской делать бургеры и картошку? И так будет со всем. Если иностранные автомобильные компании сделают шаг из страны, они будут национализированы. Будут выпускать те же «Фольксвагены», но мы их назовем «Буратино» и поедем», — с полной уверенностью утверждал Толстой в интервью «Комсомольской правде».

Особенности национального бизнеса. Как будет выглядеть Россия, если в ней импортозаместят мировые бренды
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

«Буратино» — наш ответ «Фольксваген»

Российские предприниматели на этом не остановились и начали «национализировать» остатки памяти об ушедшем бизнесе, предлагая делать собственный продукт на базе первоисточника.

Особенности национального бизнеса. Как будет выглядеть Россия, если в ней импортозаместят мировые бренды
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Как бы выглядел импортозамещенный «Дядя Ваня»

Компания «Русское поле — Логистик», входящая в выпускающую овощные консервы группу Ruspole Brands, направила в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Дядя Ваня», включающего в себя изображение буквы «В», переделанной из бренда сети ресторанов «Макдоналдс». Заявитель просил зарегистрировать свой бренд для таких услуг, как закусочные, кафе, кафетерии, рестораны, но после резонанса заявку отозвал, и теперь 60 тысяч сотрудников от американской компании остались без надежды к быстрому возвращению к работе, но уже под отечественными знаменами.

Особенности национального бизнеса. Как будет выглядеть Россия, если в ней импортозаместят мировые бренды
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

«Есть идея. Есть «ИДЕЯ»

Зато Роспатент принял заявку бизнесмена из Санкт-Петербурга, дизайнера Константина Куккоева (от своей компании «Люксорт-Сервис»), на товарный знак «ИДЕЯ», который является полным аналогом ушедшей с российского рынка IKEA — изображение выполнено в той же цветовой гамме и в том же стиле. Пока это выглядит как расплата: на прошлой неделе Куккоев подал в суд на шведскую торговую сеть, потребовав выплатить ему 1 квадриллион рублей в качестве компенсации морального ущерба за срыв работы его дизайн-студии.

Добавим, что в представленных примерах имеются все признаки «национализации» в квадрате, потому что логотип «Дяди Вани» и «ИДЕИ» — это мемы паблика «Лентач» от 11 марта. Пикчер сообщества лишь пофантазировал над тем, как будет проходить импортозамещение в стране и, похоже, попал в самую суть.

Особенности национального бизнеса. Как будет выглядеть Россия, если в ней импортозаместят мировые бренды
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Заявку на патент новой платежной системы подали 1 марта

Подсуетились даже крупные игроки. Вместо ушедших Apple Pay и Google Pay в Газпромбанке запустили собственную платежную систему — GPay, которая может использоваться в любом телефоне на базе любой ОС. Логотип напоминает «гугловский» товарный знак.

Еще одно уникальное творение — «Россграм», чьи авторы не стесняются называть его русским «Инстаграмом», заблокированным и запрещенным в РФ, готовится к запуску 28 марта. На сайте проекта под логотипом написано: «Соцсеть, которой нам не хватало». В описании же сервиса, которого «еще нам не хватало», упоминаются «международные разработки». Короче говоря, даже российское импортозамещение имеет международные корни. И это только начало.

Особенности национального бизнеса. Как будет выглядеть Россия, если в ней импортозаместят мировые бренды
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

А «Россграм» заработает уже 28 марта

Об импортозамещении постоянно говорят уже не только политики, как о надежде восстановления былого величия сверхдержавы, но и обычные граждане, многие из которых успели отвыкнуть от вкуса итальянских, французских, немецких сыров и колбас, но привыкли к новостям об уничтожении этой продукции экскаваторами и печами. Ведь с официального старта «импортозамещения» прошел не месяц, а 8 лет.

Пока депутаты парламентов и министры с бравадой заявляют, что от ухода международных партнеров «Россия станет только сильнее», «на колени не опустится» и вообще превратится в киберпанк-государство с передовыми технологиями от отечественных умельцев. Депутат Госдумы РФ Мария Бутина на фоне запрета техники Apple в России уже пиарит «отечественный» смартфон AYYA T1 на операционной системе «Аврора» от «Ростеха». Комплектующие в телефоне стоимостью 15 тыс. рублей — из Китая.

Но, без шуток, в России все же есть успешные аналоги, созданные отечественными умельцами, правда, в более благоприятных условиях. Это «Яндекс» (наш Google), «ВКонтакте» (наш Facebook), антивирусы Kaspersky и Dr.Web, да даже тот же дуровский Telegram (правда, развитие мессенджера прошло уже вне стен РФ). То, во что превратились те или иные продукты под пристальным государственным вниманием, — вопрос отдельный.