Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

ЕС не будет продавать самолеты российским авиакомпаниям. Всем придется пересесть с Airbus на «Суперджет»?

25 февраля 2022, 13:55
ЕС не будет продавать самолеты российским авиакомпаниям. Всем придется пересесть с Airbus на «Суперджет»?
Фото: архив 66.RU
Авиаэксперт Олег Пантелеев отмечает, что все больше гражданская авиация становится разменной монетой в политических баталиях. И если санкции сохранятся долгое время, то к середине 20-х годов потребности российских авиакомпаний будут удовлетворяться почти исключительно за счет российской авиатехники. Однако пока РФ сможет обходить санкции, покупая запчасти к самолетам через посредников. Как, например, это делает Иран. Поэтому ожидать того, что флот российских авиакомпаний встанет без комплектующих — нельзя.

После того как президент России Владимир Путин объявил о проведении военной операции на украинской территории, Евросоюз, США, Великобритания. Канада, Япония объявили о введении санкций против РФ. Часть из них касается международного авиасообщения. В частности, Лондон запретил «Аэрофлоту» полеты в Великобританию. При этом лондонское направление традиционно было весьма востребованным, а высокой конкуренции на нем не было. А ЕС запретит продажу всех самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям.

«Это приведет к деградации ключевого сектора российской экономики и возможностей страны в области сообщения. Три четверти нынешнего российского коммерческого воздушного флота было построено в Евросоюзе, США и Канаде. Поэтому она серьезно зависит от этого», — заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Президент США Джо Байден пока аналогичных санкций в отношении российских авиакомпаний не вводил. Однако они не исключены в будущем — ЕС и Соединенные Штаты, например, ввели схожие ограничения в отношении банков.

Большая часть авиапарков крупных российских авиакомпаний состоит из Airbus и Boeing. Например, у «Аэрофлота» только 9 лайнеров российского SSJ-100, а остальные 177 — европейские и американские. А парк «Уральских авиалиний» и вовсе на 100% состоит из Airbus.

Руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев рассказал 66.RU, что ждет российскую авиации, пассажиров и отрасль в целом и как перевозчики будут решать проблему санкций.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

«Гражданская авиация, будучи полностью глобальной отраслью, очень чувствительна к внешнеполитическим рискам. Но если ранее, несколько десятилетий назад, политики старались оставлять воздушное сообщение вне сферы взаимных претензий, то теперь мы видим, что авиация становится разменной монетой в политических баталиях.

Что касается запрета на полеты «Аэрофлота», то российские пассажиры, запланировавшие поездку в/из Великобритании, могут сдать билеты и получить деньги без штрафных санкций. Для того чтобы совершить перелет, придется воспользоваться услугами других перевозчиков, предлагающих рейсы с пересадками в одном из европейских аэропортов.

В ответ на эти санкции в Росавиации заявили, что Россия сохраняет за собой право зеркально ответить на решение британских властей. Если запрет введут (в 11:00 по мск Росавиация подтвердила этот факт, — прим. ред.), то британские авиакомпании будут выполнять полеты в пункты назначения в Азии, не входя в воздушное пространство России. Это увеличит их расходы и сократит конкурентоспособность в сравнении с другими перевозчиками, прежде всего азиатскими.

Я не берусь судить, насколько это критично для них. Если речь идет только об ограничении полетов британских авиакомпаний, то для мировой авиаотрасли это незаметное явление, часть пассажиров просто воспользуются услугами азиатских конкурентов, часть будут переплачивать.

Запрет ЕС на продажу всех самолетов, запчастей и оборудования авиакомпаниям означает для российской авиаотрасли, что придется искать доступ к запчастям через различных посредников, третьи страны. Мы видим, что Иран эксплуатирует западные самолеты, несмотря на жесткие санкции.

Если режим санкций сохранится на длительное время, то с середины десятилетия потребности российских авиакомпаний будут удовлетворяться почти исключительно за счет российской авиатехники. С учетом того, что эти потребности при таком сценарии сожмутся, мощностей российских авиапроизводителей будет достаточно для того, чтобы обеспечить потребности отрасли в узкофюзеляжных воздушных судах».

66.RU также обратился за комментариями к «Уральскими авиалиниям», которые летают только на Airbus и в 2022 году уже получили два новых A321neo и планируют получить еще два до конца года. В пресс-службе отказались комментировать, коснутся ли ограничения ЕС уже заключенных контрактов и как отразится запрет на поставку запчастей к самолетам авиакомпании. «Авиакомпания анализирует всю поступающую информацию. Любые комментарии будут возможны после анализа опубликованных официальных документов Еврокомиссии и других регулирующих органов», — сообщили в «Уральских авиалиниях».

Также от комментариев отказались и в ВСМПО-Ависма. В начале года корпорация заключила контракт с испанской Aernnova Aerospace на поставку титановой продукции до 2028 года. По условиям соглашения, ВСМПО должна была продолжить поставлять компании титановые штамповки, предназначенные для конструкций самолета Airbus А350.