Запуск проектов запланирован в трех муниципалитетах: Нижнем Тагиле, Краснотурьинске и Каменске-Уральском. В городах появятся новый фитнес-клуб, кафе-мороженое, пиццерия и детский центр, рассказали в пресс-центре Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.
Проект Business-Data Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства запустил нынешним летом. В чем его суть: в «атомных» и моногородах региона находят свободные рыночные ниши и помогают бизнесу открывать предприятия, которые будут востребованы именно в этом муниципалитете.
Схема работы следующая: фонд получает информацию о платежах по банковским картам жителей определенного города. С помощью анализа этих данных выясняют, какими услугами люди пользуются, как далеко от своего места жительства они делают это, соответственно, каких услуг им не хватает у дома, какая доля трат осуществляется за пределами города, средний чек и так далее. Так вычисляют нереализованный спрос.
После этого предпринимателям дают перечень тех ниш, которые в конкретной локации не заполнены, и предлагают подходящие франшизы. Судя по сайту областного фонда, сегодня в каталоге франшиз более 140 брендов. Среди них есть как региональные, так и федеральные и международные компании.
Под эти проекты предприниматели могут получить от фонда заем на сумму до 5 млн рублей под процент, равный ключевой ставке Центробанка. Сейчас это 7,5%. Общий объем инвестиций должен быть не более 8 млн рублей, из которых до 3 млн рублей должен вложить сам предприниматель. Помимо этого, есть традиционные льготные займы от фонда. Также СОФПП помогает таким стартапам в продвижении.
Как уточнили в фонде, за время существования проекта открыли 25 новых предприятий, еще девять — на стадии подготовки. Они работают в семи городах: Асбесте, Богдановиче, Каменске-Уральском, Новоуральске, Первоуральске, Нижнем Тагиле и Краснотурьинске. Наибольшее число проектов запустили в Первоуральске (семь бизнесов) и Каменске-Уральском (пять бизнесов).
Так, в Первоуральске открыты салон для животных Groom, школа программирования KIBERone, магазин канцтоваров «КанцПарк», барбершоп «Алебарда», кафе стритфуда «Вкус улиц» и другие. В среднем на подготовку одного проекта уходит три-четыре месяца. Пилотной территорией стал Новоуральск. Вторым был Каменск-Уральский. Здесь самыми востребованными оказались кофейни и детские досуговые центры — 50% и 40% трат на них соответственно жители совершали за пределами своего города.
Планируется, что до 2024 года проект удастся запустить еще в тринадцати муниципалитетах: Волчанске, Североуральске, Серове, Качканаре, Карпинске, Верхней Туре, Красноуральске, Полевском, Верхней Пышме, Ревде, Лесном, Заречном и поселке Малышева.
Как уточнили в пресс-службе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, всего за четыре месяца было проанализировано более 197 млн транзакций 420 тысяч пользователей карт.
Business-Data реализуется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Аналогов этого проекта в других регионах нет. Он занял первое место в треке «Новые идеи для бизнеса» конкурса «Сильные идеи для нового времени» Агентства стратегических инициатив, а также вошел в топ-100 лучших идей России по итогам 2020 года. Опыт Свердловской области в будущем планируют растиражировать и на другие регионы России.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает реализацию нескольких федеральных проектов, направленных на поддержку бизнесменов: «Поддержка самозанятых», «Помощь в развитии бизнеса», «Поддержка начинающих предпринимателей», «Цифровая платформа с механизмом адресного подбора мер поддержки». В помощь малому и среднему бизнесу также проводят различные конкурсы. Так, 29 ноября в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей премии «Сделано в России» журнала «Сноб». В этом году премия вручалась в партнерстве с платформой «Россия — страна возможностей». Ею наградили несколько проектов в сфере социального предпринимательства.