Экономисты с начала 2021 года говорят о замедлении роста реальных доходов граждан страны. Так, в Высшей школе экономики (ВШЭ) рассказали, что за последние семь лет этот показатель снизился на 10%. А по итогам первого квартала, согласно данным Росстата, люди обеднели еще на 3,6%. В лидерах за этот период оказалась Свердловская область, где падение реальных доходов составило 8%.
Небольшой рост реальных доходов — до 8,1% — начался в третьем квартале 2021 года. При этом прогноз Минэкономразвития ухудшился: если раньше ожидалось, что по итогам 12 месяцев реальные доходы вырастут на 3%, то в октябре прогноз снизили до 2,5%. Причина — инфляция. По расчетам профильного министерства, по итогам года она составит не 5,8%, а 7,4%.
На фоне этого по всей стране растет спрос на недвижимость и автомобили, а вслед за ним и цены. К примеру, если в Свердловской области еще в марте 2020 года на вторичном рынке недвижимости было в продаже 9,3 тыс. квартир, то к ноябрю 2021 года их осталось 3,9 тысячи. При этом в среднем цена квадратного метра в Екатеринбурге выросла с 72 615 рублей за квадратный метр до 89 765 рублей. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
В рейтинге по продажам люксовых автомобилей Свердловская область находится на шестом месте среди регионов РФ. Так, за 2020 год в Свердловской области было продано 2,33 тысячи автомобилей стоимостью более пяти миллионов рублей.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Корреспондент 66.RU поговорил с представителями рынка и составил портрет покупателя недвижимости и транспорта. Как рассказал независимый эксперт и гендиректор консалтинговой компании Aleka Group Александр Матофаев, ситуация не удивительна, потому что «всегда есть 5% людей, которые вне зависимости от экономической ситуации имеют деньги».
По его словам, это:
«По характеру личности это активные люди с амбициями, которые хотят лучшего будущего себе и своим детям», — добавляет Матофаев.
Риелтор Павел Репин не стал делить покупателей по категориям, заявив, что недвижимость приобретают «абсолютно разные люди». Но он уверен — ажиотаж на рынке вызван тем, что словосочетание «государственная поддержка» психологически влияет на людей.
«Основной драйвер здесь все равно ипотека. По своей работе я понял, что слово «господдержка» психологически влияет на людей и они начинают покупать, не особо вникая в математику. У меня был случай — продавал одному клиенту квартиру и готов был уступить 400 тысяч рублей. Такая же разница у него получалась с льготным кредитом. При этом он все равно спрашивает у меня: «А у вас есть господдержка?» Я отвечаю: «Вам какая разница — 400 тысяч за 20 лет сэкономить на переплатах или я вам сейчас их уступлю?» — рассказывает Репин.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Огромный спрос, возникший на рынке, он разделил на две волны. В первую квартиры скупали люди, которые привыкли, что государство обычно их не поддерживает, и решили воспользоваться этим шансом, не особо просчитывая выгоды. К концу года их сменили те, кто «надеялся, что рынок поуляжется», но понял, что этого не произойдет и ждать больше нечего.
«У меня клиент полгода назад не купил квартиру за 4,5 млн рублей, потому что решил подождать. В итоге понял, что ждать уже нечего, и сейчас покупает ее уже за 5,5 млн рублей. Я сейчас сам в похожей ситуации — полгода назад собирался покупать автомобиль, но решил подождать. Сейчас она стоит дороже», — вспоминает Репин.
По словам Репина, люди продолжают активно покупать квартиры, хотя это уже перестало быть выгодным даже с господдержкой: «Мы сами не понимаем, почему такой ажиотаж. Когда смотрю на цены, думаю — ну, не реально же уже покупать за такие деньги?! Да еще в таком объеме. Наверно, люди реально до ковидных ограничений классно тратились на отпуска и рестораны, что смогли сэкономить сумму, достаточную для первого взноса по ипотеке».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Автомобили, по словам директора по продажам Renault Лаки Моторс Дмитрия Клековкина, покупают в основном мужчины от 35 лет и старше: «Это не обязательно те люди, у которых скоплена вся необходимая сумма. Зачастую берут потребительские кредиты, причем без КАСКО-страхования, и не думают о том, что будет, если с авто что-то случится. Но в то же время это люди, понимающие, что сейчас это делать ничуть не менее выгодно, чем завтра, когда вырастет инфляция и, соответственно, цены».