Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бензин дорожает быстрее инфляции шестую неделю подряд. Когда это закончится

19 августа 2021, 08:17
Бензин дорожает быстрее инфляции шестую неделю подряд. Когда это закончится
Фото: архив 66.RU
Ответственные ведомства рекомендовали временно повысить объем продаж бензина и дизельного топлива на бирже. Эксперты ждут эффекта от этих мер осенью.

Цены на бензин в России с 10 по 16 августа выросли на 0,37% при дефляции в 0,01%. Пять предыдущих недель увеличение стоимости бензина также было выше среднего по России уровня роста цен.

С начала августа рост стоимости бензина тоже оказался выше уровня инфляции: 0,71% против дефляции в 0,03%. С начала года средняя цена на топливо выросла на 5,92%, что выше инфляции — 4,48%, следует из отчета Росстата.

В то же время цены на дизельное топливо с начала года растут ниже инфляции, однако уже пятую неделю подряд дизель также дорожает выше уровня инфляции: на прошлой неделе рост составил 0,22%.

Министерство энергетики РФ и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России рекомендовали временно повысить объем продаж бензина и дизельного топлива на бирже, пишут «Известия». Рекомендации касаются повышения объема продаж топлива в третьем квартале года на 1 п.п. Ежедневная реализация нефтепродуктов должна осуществляться через биржу в объемах не менее 12% от объема производства для автомобильного бензина и 8,5% для дизельного топлива.

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев заявил изданию, что «меры по увеличению предложения бензина на бирже должны способствовать сдерживанию цен». При этом он оговорился, что основная причина роста цен — не нехватка топлива, а высокий netback. (Экспортный нетбэк — ценовой ориентир для нефтедобывающих и перерабатывающих компаний, имеющих возможность отправлять свою продукцию на экспорт. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Чем выше нетбэк, тем менее выгодно реализовывать бензин на внутреннем рынке по имеющимся ценам.)

«Посмотрим на данные Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. По данным на пятницу, 13 августа, Аи-92 котировался по 58 456 рублей затонну, в то время как индекс Netback составлял 70 986 рублей за тонну», — пояснил Калачев. Он считает, что демпфирующий механизм не в полной мере может компенсировать такую разницу между нетбэком и биржевой ценой.

Аналогичное мнение у руководителя направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольги Орловой. «Демпфер действует в России с 2019 года. Когда экспортная цена больше биржевой, государство доплачивает компаниям, чтобы они не отправляли на экспорт те объемы бензина, которые могли бы пойти на внутренний рынок. При этом если выплаты уже превысили акциз, то есть с бензина государство ничего не получит», — отметила эксперт.

После поступления новых объемов предложения на биржу можно будет ждать временного снижения оптовой цены на топливо внутри страны до конца октября, считает директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов. «Но это временная мера, долгосрочно на цену на бензин влияет курс доллара и цена на нефть, если и доллар к рублю и цена на нефть будут продолжать рост, цена на бензин тоже продолжит рост. Так что до конца года мы либо увидим не рыночную принудительную фиксацию цен на топливо на текущих уровнях, либо продолжение роста цен на бензин», — заключил он.

«По нашим подсчетам, благодаря демпфирующему механизму, возможному снижению мировых цен на нефть и растущему предложению топлива на бирже цены на бензин удастся сдержать и уже в сентябре мы можем увидеть небольшое снижение стоимости бензина. Наблюдайте внимательно за стелами на заправках», — считает, в свою очередь, Екатерина Косарева из WMT Consult.

В конце июля в Минэнерго выступили с инициативой запретить экспорт бензина. Но правительство не стало вводить запрет на экспорт автомобильного топлива из России для стабилизации биржевых цен. Власти решили подождать до конца августа, когда должны завершиться плановые ремонты нескольких крупных НПЗ.