Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сбербанк выдал компании из Екатеринбурга пандемийный кредит. А потом передумал и попросил его вернуть

16 июля 2021, 12:45
Производитель одноразовой посуды и упаковки в июне 2020 года взял льготный кредит с условием сохранить 80% численности штата сотрудников. Компания должна была получить более трех миллионов рублей, но банк сначала выдал ей меньшую сумму, а позже вообще счел, что организация нарушила условия выдачи субсидии, и потребовал вернуть взятые средства.

Льготные кредиты начали появляться во время предыдущей волны пандемии — весной 2020 года. Деньги предпринимателям давали под 2% годовых. Предполагалось, что заемщикам, которые выполнили все условия получения субсидии, спишут сумму кредита за счет государства.

Компания Foodface.ru (ИП Яковлева Надежда Викторовна) в 2020 году решила принять участие в программе по поддержке занятости. Компания занимается производством одноразовой картонной посуды и упаковкой.

«Мы под эту программу подходили, потому что из-за пандемии испытывали трудности — наши основные клиенты — это сети кафе и еда навынос. Все это было закрыто, и у нас сильно упало производство», — рассказал 66.RU управляющий Андрей Локтин.

Получить льготный кредит можно было, в частности, в Сбербанке, и 6 июня представители компании обратились в организацию.

Андрей Локтин, управляющий компании Foodface.ru:

— Нам менеджер сказала, что заявка подается онлайн через личный кабинет. На вопрос, как посчитать, сколько нам положено поддержки, она сказала, что в заявке стоит стандартная сумма — миллион рублей. Ее менять самостоятельно не нужно — в банке сами должны уточнить данные по численности сотрудников и, исходя из этого, принять решение о сумме поддержки.

В расчетах использовали данные на 1 июня 2020 года. То есть работодатель должен был сохранить число сотрудников на уровне минимум 80% по сравнению с этой датой. На тот момент в компании числилось 29 работников. И расчет суммы поддержки должен был выглядеть так:

29 чел. х (12130,00 руб. (МРОТ) х 1,15 (уральский коэффициент) х 1,3 (социальные взносы)) х 6 мес. (срок базового периода) = 3 155 376,90 рублей.

По прошествии нескольких дней заявку компании одобрили, но только на запрашиваемый 1 млн рублей. Когда представители организации спросили в Сбербанке, почему им назначили не полную полагающуюся сумму поддержки, в банке сообщили, что произошел сбой.

Андрей Локтин:

— Нам сказали, что много заявок и произошел сбой. Поэтому нам нужно было отправить еще одну заявку по точно такой же схеме. На этот раз мы в заявке указали сумму в 2 млн рублей. Через пару дней пришел новый договор, по которому нам одобрили ровно эту сумму.

Миллион, положенный по первому договору, компания израсходовала за два месяца. Но по второму договору — который предполагал выплату 2 млн рублей — компания успела получить только порядка 640 тысяч рублей.

Причиной стало полученное 1 декабря уведомление в личном кабинете Сбербанка. В нем говорилось, что по кредитному договору на 1 млн рублей начался период погашения кредита со ставкой 15% годовых. В уведомлении указали, что, по данным сервиса ФНС, организация не выполнила условие по сохранению штатной численности — не менее 80% — в одном месяце базового периода.

Фото: предоставлено 66.RU

По данным ФНС, которые приводит Сбербанк, в августе численность компании составила 25 человек, что составляет меньше 80% штата на момент взятия кредита. Интересно то, что в банке за 100% берут данные от апреля 2020 года.

Представители компании обращались в Сбербанк за разъяснением ситуации, но там получить конкретных объяснений не удалось. Тогда организация наняла юриста и обратилась в суд с иском. Вскоре, по словам Андрея Локтина, Сбербанк перевел и второй кредит в стадию погашения, хотя ранее претензий по нему не было.

Банк обозначил свою позицию в отзыве на исковое заявление:

  1. Сбербанк указывает, что, по данным ФНС, в ИП Яковлева Надежда Викторовна на 1 июня были трудоустроены 32 человека. При этом на приводимых выше графиках видно, что столько людей числилось на 1 апреля — на первое июня были трудоустроены 29 человек. А кроме того, в ноябре 2020 года правительство изменило условия — и для тех, кто заявлялся до 25 июня, численность сотрудников должны были считать не на начало лета, а на 1 мая.
  2. Выделенную сумму — которая по мнению представителя организации была меньше положенной — представители банка объясняют тем, что договор на 2 млн рублей заключили уже в июле, а значит, срок базового периода сократился до пяти месяцев. Сбербанк приводит следующую формулу расчетов выплаты в этом случае: 32 чел. х (12130,00 руб. (МРОТ) х 1,15 (уральский коэффициент) х 1,3 (социальные взносы)) х 5 мес. (срок базового периода) = 2 901 496 руб.
  3. Сбербанк ссылается на пункт 33 «Правил предоставления субсидий», в котором говорится, что в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии или недостижения показателя, необходимого для предоставления субсидии, средства подлежат возврату в доход федерального бюджета. При этом получатель субсидии также обязан заплатить за каждый день использования средств субсидии с нарушениями.
  4. Кроме того, в банке утверждают, что компанию уведомили о переводе договора на период погашения в необходимые по Правилам предоставления субсидий сроки.

В итоге суд рассмотрел иск по первом кредиту в заочном формате и вынес решение в пользу Сбербанка. Сейчас юрист компании подготовил апелляцию на это решение — заседание пройдет 14 июля. Кроме того, по второму кредиту представители организацию также готовят обращение в суд.

Андрей Локтин:

— Сейчас мы ждем решения и готовы идти до самого конца. Наш юрист, помимо всего прочего, обнаружила интересный нюанс: поскольку Сбербанк нам выдал неполную сумму — что фактически нарушает установленный порядок, — они не имеют права требовать от нас соблюдения условий договора в полной мере. Мы численность штата — по нашим данным — сохранили в необходимом по программе размере, а нам выдали меньше половины положенной суммы.

На запрос 66.RU в Сбербанке сообщили, что сожалеют о возникшей ситуации, но банк строго следовал параметрам программы поддержки.

«Сбербанк стремится создавать продукты и услуги, которые нужны и понятны предпринимателям. В данном случае банк был исполнителем условий государственной программы кредитования и сам строго следовал ее параметрам. Мы сожалеем, что возникшие разногласия привели к тому, что клиент обратился в суд. При защите своей позиции банк всегда руководствуется действующими законами. Судебная инстанция согласилась с позицией банка», — сообщили в банке.

  • В начале декабря банк сообщал, что почти все клиенты, которые воспользовались льготной программой кредитования под 2%, выполнили ее условия. Если до следующего апреля они сохранят численность сотрудников на прежнем уровне, их займы погасят за счет государства.
  • «Больше 98% наших клиентов из крупного и среднего бизнеса и больше 96% из малого и микробизнеса выполнили условия программы и получили право на полное погашение кредита. Эти цифры лучше наших ожиданий. Мы прогнозировали, что они составят 85% в малом и микросегменте и 95% в крупном и среднем. Теперь с уверенностью можно сказать, что программа поддержки бизнеса сработала на отлично», — говорил зампред Правления Сбербанка Анатолий Попов.

Еще больше новостей и историй — в нашем Telegram-канале. А еще любую публикацию там можно обсудить. Или, например, предложить нам свою новость. Подписывайтесь!