Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кассовый разрыв. Как не дать третьей волне пандемии и локдауну убить ваш бизнес

28 июня 2021, 11:49
Кассовый разрыв. Как не дать третьей волне пандемии и локдауну убить ваш бизнес
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Пострадавшие от коронавируса отрасли бизнеса постепенно восстанавливаются, однако обороты в 2020 и 2021 годах упали более чем у половины предпринимателей по всей стране. Результаты опросов бизнеса показывают, как он научился справляться с новыми для себя проблемами.

Неожиданно для себя многие сферы бизнеса в прошлом году надолго остались без выручки. Без «входящих» денег, но с необходимостью совершать обязательные платежи — налоги, зарплаты, страховые взносы и прочие. Кассовые разрывы привели к массовым банкротствам и закрытиям юридических лиц. Но, по статистике, у 5% предпринимателей такие проблемы возникают и в обычное время.

Журналисты 66.RU изучили данные статистики и опыт предпринимателей и выявили пять основных способов бороться с одним из главных врагов экономики любого предприятия — кассовым разрывом.

Эту публикацию мы подготовили совместно с МКК «КРК-Финанс».

Все возможные способы закрыть кассовый разрыв, по сути, различаются лишь способом добычи денег: занять на стороне, отсрочить свои платежи, приблизить платежи партнеров. Дальше вопрос нюансов. Вот что эксперты советуют делать, если ваш бизнес попал в ситуацию отсутствия денег «здесь и сейчас» — помимо переговоров с контрагентами об отсрочке ваших платежей или, наоборот, погашения ими задолженности.

Вариант первый. Овердрафт

Самый очевидный вариант, если ваш бизнес пользуется банковской услугой РКО, — в том или ином виде, примерно на одних и тех же условиях услуга овердрафта доступна практически в любом банке. Действует она так же, как кредитка с грейс-периодом для физически лиц: в течение небольшого срока (в среднем — пары месяцев) вы можете пользоваться деньгами без процентов. Вопрос только в том, чтобы подключить услугу в вашем банке заранее.

Вариант второй. Факторинг

К этому варианту, по данным исследования «Контура», прибегает менее 5% предпринимателей. Прежде всего потому, что факторинг предполагает банковскую комиссию за услугу. Суть услуги в том, что вы отгружаете товар клиенту, а платит за него фактор — банковская организация, участвующая в вашем трехстороннем факторинговом договоре. Деньги достанутся сразу, но вам — за вычетом комиссии, которая может составлять до 20%. А ваш клиент рассчитывается с банком позже и без вашего участия.

Во время пандемии кассовые разрывы появились даже у тех предпринимателей, которые не сталкивались с ними раньше.

Вариант третий. Займы

В двух первых вариантах есть существенный нюанс: придется иметь дело с банками, которые будут оценивать ваш бизнес на предмет рисков, запрашивать пакеты документов, и еще не факт, что одобрят. Поэтому следующий способ закрыть кассовый разрыв — добыть денег не у банков. У кого же? Есть два варианта. В основном предприниматели держат в голове беспроцентный заем из средств учредителей компании (либо собственных, если они и есть учредители). Это безболезненно, потому что собственнику не надо доказывать необходимость, а главное, ликвидность таких вложений — он спасает свою компанию.

Похожий вариант — заем в компании, предоставляющей услуги залогового кредитования. Там не будут волокитить с документами и не спросят, на что нужны деньги. Плата за эту простоту — процентная ставка значительно выше банковской, но в рамках короткого срока займа это может оказаться даже более целесообразным. Важно проследить, чтобы эта ставка по договору оставалась неизменной на весь срок действия кредита и чтобы деятельность организации контролировалась Центробанком как гарантом надежности. Половина клиентов таких организаций как раз берут деньги на то, чтобы обернуть их в бизнесе, заработать и вернуть долг. И в большинстве случаев в качестве залога используется ПТС личного автомобиля. В этом такая схема мало чем отличается от беспроцентного займа собственных средств учредителя. А оба вида займов заметно отличаются от первых двух вариантов тем, что шансов получить деньги у вас гораздо больше, чем в банке, а в ситуации кассового разрыва это тоже важно.

Вариант четвертый. Помощь государства

В Свердловской области с прошлой весны активно действуют самые разные программы поддержки малого и среднего бизнеса, документы на заявки по которым помогают собрать специалисты Фонда поддержки предпринимательства (СОФПП). Их KPI в том, чтобы финансово поддержать бизнес на как можно большую сумму — в том числе из средств регионального бюджета.

Только через инвестиционную платформу «ВДело» — ноу-хау свердловских властей, соединяющее бизнес и инвесторов — дополнительное частное финансирование получили 33 проекта (по состоянию на 1 апреля 2021 года), общая сумма инвестиций в которые составила 134 млн 690 тыс. рублей. 34,4 млн из них уже возвращены инвесторам (кстати, с доходностью 11—18%). Средний размер займа составляет 5 млн рублей, деньги привлекаются в течение 2-3 дней с момента публикации проекта на платформе. И пополнение оборотных средств, говорят в СОФПП, — один из самых частых запросов от бизнеса.

Вариант последний. Оптимизация расходов

Вообще эксперты предостерегают от такой формулировки. Дело в том, что оптимизация расходов — это процесс, который должен происходить всегда, а не только в кризисный момент. Потому что когда дело доходит до кассового разрыва, понятия часто подменяются и «оптимизацией расходов» начинает считаться задержка зарплаты (она, напомним, наказуема, даже если вы с подчиненными обо всем договорились и они идут вам навстречу), просрочка бюджетных и других платежей и т. д. Конечно, если прямо сейчас не хватает денег, предприниматели прибегают и к таким способам. Но надо помнить, что они не являются инструментами для решения проблемы кассового разрыва.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Как не допустить кассового разрыва

Три мантры предпринимателей, сформулированные ими же:

1. Планировать расходы. О плановых расходах легко забыть и вложить «лишние» деньги, например, в развитие бизнеса. Все специалисты как один рекомендуют вести платежный календарь — таблица планируемых трат и поступлений, шаблонов которой в интернете бесчисленное количество.

2. Не выводить из бизнеса слишком много. Всегда считайте сперва чистую прибыль, а потом уже тратьте деньги на себя. И не выводите ее всю.

3. Брать предоплату, которая покроет выполнение всех ваших обязательств. В противном случае не от вас будет зависеть, сможете ли вы рассчитаться со своими субподрядчиками, пока сами ждете оплаты от заказчика.

Федеральная компания МКК «КРК-Финанс», работающая 8 лет, оказывает услуги в области залогового кредитования физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в 7 городах РФ, в том числе в Екатеринбурге. Доступны займы под залог автомобиля, ПТС, спецтехники, недвижимости и отдельно — займы для бизнеса.

В публикации использованы данные опросов предпринимателей, проведенных «Тинькофф»; «Контура»; статистики Свердловского областного фонда поддержки предпринимателей и Федеральной налоговой службы.

Вам понравилось? Еще больше новостей и историй — в нашем Telegram-канале. А еще любую публикацию там можно обсудить. Или, например, предложить нам свою новость. Подписывайтесь!