Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Сами себе ставят палки в колеса». Колонка предпринимателя о том, от чего на самом деле умирает бизнес

1 июня 2021, 14:34
Колонка
«Сами себе ставят палки в колеса». Колонка предпринимателя о том, от чего на самом деле умирает бизнес
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Производитель дачных домов Михаил Слепухин уверен, что большинство неуспешных предприятий страдает не от государственного гнета, а от инфантилизма их собственников.

Пока семь раз отмеришь, другие уже отрежут. Руководствуясь этим принципом, граждане торопятся начать свой бизнес, не всегда представляя, что их ждет.

Иной раз я поражаюсь их решимости.

В прошлом году один начинающий предприниматель сказал, что хочет купить станок для распиловки древесины, и поинтересовался, можно ли его установить на моем предприятии.

Я был не против — территория позволяет. У меня есть свое оборудование, чтобы делать доски, но мне заниматься этим невыгодно — проще приобретать заготовку, сушить, обрабатывать и продавать готовый продукт.

А тот хотел зарабатывать на продаже досок. Пусть попробует, подумал я. Если у меня под боком появится производитель пиломатериалов, мы оба только выиграем. Для начала я предложил ему наладить отношения с поставщиками древесины — при устоявшихся кооперационных связях лишнего кругляка на рынке нет, а он собирался перерабатывать большие объемы. Чтобы переключить заготовителей леса на себя, их нужно заинтересовать хорошей ценой и авансовыми платежами. Но у моего нового соседа было свое мнение на этот счет.

Вскоре он позвонил и сказал, что многопильный станок уже куплен — осталось его установить. В общем, получилось, как я и думал, — без поставок сырья этот бизнес топчется на одном месте. Видимо, собственник рассчитывал, что все наладится без его участия.

Другой случай. Пробовал я работать с партнером, обещавшим поднять продажи моих садовых домиков на недосягаемую высоту. Положился на его коммерческий опыт. Переговоры с клиентами он и правда вел замечательно, буквально жег глаголом, но при этом легко шел на уступки, соглашаясь с предложениями заказчиков увеличить объем работ за те же деньги.

Получалось, что свою часть работы он выполняет, создавая мне проблемы. Мы быстро расстались. Он начал работать самостоятельно, заключил несколько договоров, выполнить их не сумел и, не рассчитавшись с долгами, пропал из виду.

Еще я знаю одну фирму, выпускающую винтовые сваи. Ее владельцы однажды решили, что заниматься этим несложно — вот труба, вот — спираль, вот — оголовок с косынками. Спрос неограничен. Продавать можно дешевле, чем конкуренты. Но я бы хотел посмотреть на заказчиков, готовых покупать их продукцию. Тех, кто на это решится, думаю, ждут большие проблемы.

Таких примеров много, потому что предпринимателями становятся либо вчерашние студенты, которые продали бабушкину квартиру и рассчитывают запустить на эти деньги полноценный бизнес, либо — бывшие офисные работники, чаще — менеджеры по продажам на предприятии, занимавшемся строительством домов. Они видели клиентов, готовых платить большие деньги, сопоставили цену готового дома с калькуляцией на материалы и решили, что нашли золотое дно.

И те, и другие никогда не сталкивались с производством, плохо представляют, как оно работает и какие риски их ждут.

У меня тоже время от времени появляется желание создать предприятие в другой сфере. Тогда я устраиваюсь простым исполнителем в одну из профильных фирм, смотрю, как устроен бизнес изнутри и какие там подводные камни. Задаю вопросы узким специалистам. До сих пор никто не отказывал мне в помощи. Если за полгода желание не пропадает, идея может выстрелить.

Другого надежного способа освоиться в незнакомой среде я не знаю.

Последний раз я изучал гастрольную деятельность, работая менеджером коммерческого отдела в бюджетном учреждении, но реализовать планы не позволила пандемия коронавируса. Возможно, я вернусь к этому замыслу позже.

Беда начинающих предпринимателей еще в том, что они никому не верят, хотят заработать быстро и пытаются все сделать в одиночку, чтобы ни с кем не делиться. Такой подход срабатывал в 90-е, когда свободного места на рынке было сколько хочешь и бизнес прощал почти любые ошибки, но сейчас количество неуспешных проектов растет из-за общего инфантилизма.

Пока малый бизнес ставит палки в колеса сам себе, либерально настроенная публика пишет в Facebook, что бюрократия душит предпринимателей. Говорят — посмотрите, сколько компаний закрылось из-за административного гнета.

Я согласен — государство не спешит помогать малому бизнесу, но в девяти случаях из десяти предприятия умирают по другой причине.

Просто кто-то не умеет работать и не хочет договариваться.