— Рынок труда в Свердловской области чем-то отличается от рынков других регионов?
— В Свердловской области своя особенность с точки зрения промышленности, гипермаркетов. Например, «Сима-ленд». Этого не увидишь больше нигде в России в таком виде. И тут нужно понимать специфику найма людей — как найти их и привезти. Екатеринбург — это конгломерат, такой же как Москва. Если вы посмотрите на крупных работодателей, большинство сейчас едет работать к ним из ближайших небольших районов. Тот же «Сима-ленд»: огромное количество людей массовых профессий. Найти дополнительно 200–300 грузчиков в самом Екатеринбурге довольно сложно, потому что это город, где высокая средняя зарплата.
— Если говорить про рынок в целом, как он поменялся? В пандемию из-за закрытых границ не осталось мигрантов. Прошел год. Сейчас как рынок себя ощущает?
— Мигрантов как не было, так и нет. Мы видим, что открылось авиасообщение с несколькими странами, но оно вряд ли поможет — для рабочих стоимость перелета слишком высокая. Другой момент, почему мигранты сюда не едут — они просто физически не могут раз в три месяца или в полгода вернуться домой. Поэтому эта ситуация затянется еще как минимум на год.
В стройке по-прежнему очень много вакансий. Причем Свердловская область сильно выделяется на фоне других регионов. Мы проводили опрос среди местных жителей, и здесь большинство ответили, что не готовы занимать позиции, на которых работали мигранты.
Мигранты это кто? Это стройка, ЖКХ, немного сельского хозяйства, разнорабочие. Вот 4-5 сфер, которые закрываются мигрантами. Это маленькая зарплата — 15–20 тысяч рублей в месяц. А у безработных в среднем по России пособия около 10 тысяч рублей. И местный человек понимает, что может получить дотацию и где-то еще заработать. Зачем ему идти на стройку и пахать там 24/7?
Мое мнение — перераспределение прошло неплохо. Опасения, что работать будет некому, не подтвердились. И это при том, что у строителей были рекордные объемы работы за счет льготной ипотеки. Получается, они закрывают вакансии.
По мере того как будут открываться границы в течение года, мы придем к состоянию, которое было до пандемии.
— А каким образом строители заменили мигрантов? Подняли зарплаты, нашли людей из других регионов?
— Мы видим два тренда. Первое — вакансии закрываются вахтовым методом. В России неравномерное распределение зарплаты в регионах, в том числе центрального округа, поэтому люди из других городов готовы ехать даже на меньшую зарплату. Второе — зарплаты повысили, но не сильно — не больше чем на 15%.
![]() Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
— Какие специалисты сейчас в дефиците?
— Два направления — стройка и все, что связано с онлайн-продажами и доставкой, в том числе внутренние и региональные перевозки. Производства, которые привязаны к стройке, тоже выросли. То есть в дефиците сейчас курьеры, таксисты, водители грузового транспорта и комплектовщики.
Плюс сезонный спрос. Сейчас идет посевная. Мало кто понимает, но на самом деле уже в феврале среди аграриев начинается ажиотаж из-за поиска рабочих. И сейчас более чем на 100% выросла event -индустрия, потому что появляются мероприятия, концерты, начали работать театры, кинотеатры. Здесь тоже нехватка специалистов.
— IT-специальности?
— IT растет, но это не связано с пандемией. IT как было в дефиците, так и остается. Но это совсем другой рынок. В IT в принципе выбирает соискатель, это перевернутый рынок. Но он таким и был год назад.
— Если говорить про профицит, кого сейчас много? Кого много и он не нужен.
— В массовых профессиях нет такого. И в такое кризисное время люди достаточно быстро начинают искать любую доступную работу, если не могут устроиться по своей специальности. Поэтому мы не видим жестких перекосов. Еще полгода назад у нас было огромное число соискателей из фитнеса, event-индустрии, которые просто не могли найти себе работу. Это продолжалось полгода. Сейчас они возвращаются.
Вообще нет большого количества безработных, которые никуда не могут устроиться. Здесь влияет сокращение активного трудового населения.
— Часто говорят про безработицу, падение доходов, при этом во многих компаниях жалуются, что кадров нет. Эта вилка существует давно. Как пандемия ее изменила? Есть ведь мнение, что в кризис люди вообще не склонны менять работу. Даже внутри одной компании отказываются от повышения, потому что боятся, что не справятся и лишатся прежней должности. Как нынешний кризис показал себя?
— Да, в кризис люди стали реже менять работу, особенно в массовых направлениях, потому что им нужна стабильность. Заметили ли мы какое-то уменьшение текучки? Если заметили, то небольшое. Таксисты в среднем меняют работу до пяти раз в год и продолжают это делать.
Но изменения есть. Год назад, особенно в производстве, работодатели говорили, что никогда не уйдут на удаленку. Например, если искали технолога, он обязательно должен был сидеть на фабрике. Таких клиентов достаточно много. И не только в Свердловской области. И когда всех посадили на локдаун, они просто сидели и думали, что с этим делать.
В результате большую часть персонала, которая не стоит у станка, спокойно перевели и сейчас готовы нанимать персонал из другого города с частичным присутствием на рабочем месте. Теперь неважно, живешь ты в крупном городе или в деревне. Достаточно иметь хорошее качество связи. Год назад такое невозможно было представить.
![]() Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Еще один тренд, который ускорила пандемия, — запрос на ежедневные выплаты, особенно в крупных городах. Человек хочет получать свои деньги за каждую смену либо раз в неделю. Здесь две причины: люди не имеют финансовой подушки безопасности и хотят подстраховаться, потому что не уверены, что в конце месяца получат ту сумму, о которой договаривались с работодателем. Крупные компании этот тренд поддерживают.
— У вас есть данные, как увеличилась миграция между регионами?
— За последний год, то есть с марта 2020 года по март 2021-го, в Екатеринбурге число вакансий с удаленным графиком выросло на 80%, в целом по Уральскому федеральному округу — на 50,4%, а по России — на 49%. В Екатеринбурге это чаще всего продажи, маркетинг и IT, в целом по УрФО еще административная работа.
— Если говорить не про рынок труда, а про рынок рекрутинга, как, по-вашему, он будет развиваться?
— Тут сильно повлияла пандемия. Какая проблема была в прошлом году, особенно в крупных городах: соискатели физически не могли приехать на собеседование — из-за пропусков. А в массовых профессиях это традиционная проблема — только один из пяти человек доходит до собеседования. В пандемию весь цикл подбора персонала перешел в онлайн, то есть ты не видишь человека до подписания трудового контракта. В рабочих профессиях это формат массовых собеседований.
— Вы уже говорили о том, что «Авито Работа» заточена на массовые профессии. Вообще, кто ваши клиенты? Я правильно понимаю, что среди нанимателей это крупные предприятия, а соискатели — это рабочие?
— Среди работодателей это три группы. Первые — крупные клиенты, которые нанимают людей десятками и сотнями тысяч: «Пятерочка», «Сима-ленд», «Озон» и так далее. Другой костяк — производственные предприятия. У них часть — рабочие профессии, часть — специализированные. Это тоже наш портрет. Третьи — SMB (сегмент малого и среднего бизнеса, — прим. ред.). Это может быть и ларек на остановке в глухой деревне, и барбершоп, и кофейня. У нас более миллиона клиентов из мелкого бизнеса. Например, тех же бариста мы причисляем к массовым профессиям.
— Считается, что HeadHunter (hh.ru) — премиум-сегмент, более квалифицированные кадры, «Работа.ру» — уровнем пониже, а «Авито» — только рабочие профессии. Вы рассчитываете потеснить конкурентов или в этом сегменте планируете остаться?
— Есть несколько особенностей. Первое: если соискатель рабочей профессии, то ему нужно найти работу максимально быстро, у него ожидание 24 часа. У него нет подушки безопасности, чтобы искать работу дольше недели. И он может быстро переключаться с одной работы на другую за прибавку в районе 10%.
Второе: для синего воротничка сделать качественное резюме — это очень сложно. Он просто не умеет и не понимает, зачем «писать эту портянку». Мы сделали формат, когда сами собираем для человека резюме. В чате задаем вопросы: где работал, что делал, чем конкретно хотел бы заниматься. Это бесплатно. И мы смотрим не только на него, но и на его историю — какую квартиру-комнату искал, в каком регионе, что покупал, какой у него примерно доход. И по этому портрету определяем, какую работу человеку рекомендовать.
![]() Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Если сравнивать с HeadHunter. Почему у большинства ощущение, что HeadHunter — это премиум? Потому что он начинал с белых воротничков: менеджеров по продажам, программистов и так далее. У нас есть IT и прочее, но немного, потому что «Авито» — это массовый сегмент. В нем мы самые крупные по России и в разы больше «Работы.ру», с 2021 года — больше HeadHunter по объемам. И мы растем быстрее, чем любые другие игроки. По аудитории и в целом — рост близкий к 80%, а тот же HeadHunter отчитывается от росте в 18%.
— Какая у «Авито Работа» сейчас доля на рынке?
— Сложно ответить. Чтобы посчитать долю, мы должны понимать, какое количество людей трудоустраиваем, а такой информации нет. Мы сами отрезаны от нее — передали и не знаем, вышел человек на работу или нет. Так как рынок непубличный, то нет данных ни по HH, ни по Работа.ру, ни по Superjob. Мы знаем, что наша доля — около половины рынка. Если посмотреть HeadHunter, у него аудитория чуть больше 20 миллионов человек. Наша сейчас — порядка 18 миллионов.
И тут важный момент — скорость роста. Мы фокусируемся именно на рынке массовых профессий, а он максимально быстрорастущий. Это серые и синие воротнички. Серые — это профессии, которые мы привыкли относить к белым, но они массовые: врачи, учителя, младшие юристы и так далее. Если посмотреть по аудитории внутри активного трудового населения России, то белые воротнички — это 15 миллионов человек из 71, а остальные — порядка 55 — синие и серые воротнички. Но вы абсолютно правы — с точки зрения имиджа «Авито» фокусируется на массовом сегменте. Мы специально не идем в топовый сегмент, потому что пока это не наше.
— Пока?
— Да. Никогда не говори «нет». Есть варианты, как мы можем туда выйти, но здесь же вопрос бизнеса. Мы должны расти, отвечать на вопросы акционеров. Если мы поймем, что в массовом сегменте все хорошо настолько, что можно забирать топовый, тогда пойдем, но пока — нет.
— А кто вообще сегодня белые воротнички? Топ-менеджеры? Эта характеристика ведь отражает не только характер работы, но и доход?
— Да, и доход. Это не только топ-менеджеры, это менеджеры среднего звена, айтишники. И эта прослойка от 10 до 15 миллионов — достаточно большая.
— А синие воротнички?
— Это квалифицированные рабочие. С точки зрения дохода тут может быть очень большая разница. Если вы посмотрите технологов и токарей — они могут получать несколько сотен тысяч рублей, и это будут синие воротнички.
— Как сервис «Работа» смотрится на фоне остальных дивизионов «Авито»?
— К сожалению, не могу называть эти цифры, мы внутри публичной компании, у нас на уровне акционеров они не раскрываются. Но мы самые быстрорастущие. И по оборотам, и по росту аудитории. Четвертый квартал прошлого года мы закрыли с ростом оборота на 56%, первый квартал 2021-го — с ростом более 80%. Аудитория за год увеличилась с 12 миллионов до 18 миллионов человек. Если «Авито» в целом — это десятки миллиардов, то на «Работу» приходится несколько миллиардов.
— Как планируете дальше развиваться?
— Изначально «Авито» ассоциируется с товарной категорией. И мы сейчас рассказываем всем, что здесь можно решить любые задачи, связанные с бизнесом: найти сотрудников, продать товар, купить или арендовать машину, помещение. Мы строим замкнутую систему, можно сказать, экосистему.
— Второй «Яндекс»?
— «Яндекс» потребляют через поиск «Найти все», нас потребляют через запросы — купить, найти, починить, найти работу, и в этом наше основное отличие. Здесь тоже важно понимать, что сейчас наша месячная аудитория превышает 60 миллионов человек, а это практически две трети всего активного населения — даже больше, —которое выходит в онлайн.
Задача «Авито Работы» сейчас — уходить от формата джоб-борд (доска с объявлениями), чтобы на нашей площадке клиенты могли работать напрямую с кандидатами. Это будет внутренняя система, фактически CRM, когда видишь всю воронку: вот человек пришел на собеседование, вот прошел первый этап, поговорил с нанимающим менеджером, прошел службу безопасности и готов к подписанию контракта.