Отказ от социальных активов
«Уралэлектромедь» (УГМК) продает Музей военной техники в Верхней Пышме подконтрольному Андрею Козицыну ООО «Центр авиации» за 1,46 млрд рублей. Ранее другая личная компания Козицына — ООО «Вестор» — получила от УГМК за 572 млн рублей корпуса Музея автомобильной техники «ХХ век АВТО» и земельный участок. По аналогии с этими «социальными» активами под контроль бизнесмену может перейти строящийся театр.
Это не первые сделки по продаже непрофильных активов. В марте 2021 года «Московский кредитный банк» выкупил у УГМК «Кольцо Урала». Ранее «Согаз-Мед» получила 9,99% акций «УГМК-Медицина». Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», Уральская горно-металлургическая компания больше не числится собственником бизнеса.
Такая же судьба, по словам участников рынка, может постичь «УГМК-Здоровье» и «УГМК-Агро».
Оптимизация холдинга
По данным источников РБК Екатеринбург, дифференциация бизнеса не связана с внутренними конфликтами акционеров, а направлена на оптимизацию структуры холдинга. Собеседники издания не исключают, что Андрею Козицыну достанется все, что связано с добычей и переработкой черного металла. Дивизион черной металлургии УГМК-Сталь включает два предприятия: «Надеждинский металлургический завод» в Серове и «Электросталь Тюмени». Напрямую УГМК дивизион не принадлежит. На сайте холдинга указано, что это предприятия-партнеры.
«То, что происходит, — это не дележка имущества. Андрея Козицына выводят из состава акционеров медного бизнеса. Искандар Махмудов оптимизирует холдинг, и выход одного из акционеров вместе с непрофильными активами — одно из таких решений», — рассказал источник РБК Екатеринбург, знакомый с ситуацией.
Согласен с тем, что нельзя называть происходящее «разделом» имущества, и промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
«Когда раздел реально может произойти — точно сказать сложно. В то же время я допускаю, что его, по сути, может и не быть: под видом раздела активов может проводиться оптимизация их управления: один акционер будет «рулить» одним отраслевым бизнесом, второй — другим», — считает аналитик.
Представитель УГМК в неофициальной беседе с РБК Екатеринбург сообщил, что ни о каком разделе имущества речи не идет и структура владения базовыми активами не меняется.
Кадровые перестановки
Важные изменения в структуре УГМК начали происходить пару лет назад. В августе 2019 года активы ООО «УГМК-Холдинг» передали под управление ОАО «УГМК». В компании пояснили это решение «оптимизацией управленческих процессов». В декабре 2019 года была создана дирекция по трансформации УГМК, которую возглавил 33-летний сын мажоритарного владельца УГМК Искандара Махмудова Джахангир Махмудов.
Осенью 2020 года с поста директора по кадровой политике ушел бессменный кадровик компании Виктор Олюнин. Тогда же по собственному желанию уволился директор по горному производству Григорий Рудой. Место 68-летнего Олюнина занял его 41-летний заместитель Дмитрий Малышев. А после смерти в феврале 2021 года 65-летнего директора по общим вопросам УГМК Владимира Белоглазова Малышев стал совмещать две должности — директора по персоналу и директора по общим вопросам УГМК.
Эксперты связывают создание новой дирекции и назначение на должность руководителя Джахангира Махмудова со сменой управленческой парадигмы, курсом на модернизацию и омоложением структуры. Участники рынка не исключают, что Джахангир Махмудов в перспективе займет место Андрея Козицына.