Локдаун — слово, которое сегодня пугает предпринимателей больше, чем кредиторы и налоговая вместе взятые. В первую очередь пандемия и карантин ударили по ресторанам, отелям, фитнес-клубам. Те потянули за собой другие сферы, в том числе не самые известные и очевидные. Например, аромамаркетинг.
Яна Коршунова пятнадцать лет продает составы и оборудование, которые приятными запахами помогают поднимать лояльность клиентов и увеличивать продажи. Для нее этот бизнес начался с доклада по маркетингу в университете. В поисках интересной темы студентка УПИ наткнулась в интернете на немецкую компанию, которая занималась аромамаркетингом. В России такой бизнес только начинался, и Яна решила — это ее шанс. Она написала немцам и стала дилером фирмы на Урале и в соседних областях. Так в 2005 году появилась компания AROMAgroup. С регистрацией и постановкой бухгалтерского учета помогли родители.
В 2013 году фирма стала сама производить ароматизаторы воздуха и картриджи к ним. К 2020 году AROMAgroup открыла филиалы в Москве, Казани и Сочи, работала с европейскими парфюмерными домами, которые разрабатывали ароматы для PACO RABANNE и Nina Ricci, выполнила заказы сети «М.Видео» и театра Олега Табакова. А потом пришел коронавирус.
«Клиенты оказались на грани разорения. Мы вместе с ними»
Яна Коршунова, совладелица компании AROMAgroup:
— Основные наши клиенты — отели, рестораны, кинотеатры, фитнес-клубы. Те, по кому коронавирус и локдаун ударили сильнее всего. В 2020 году больше половины партнеров закрылись или сократили закупки в десятки раз. Они оказались на грани разорения — и мы вместе с ними.
Что делать, решали всей компанией. В каждом подразделении стали ежедневно проводить планерки по развитию, через день устраивали онлайн-собрания, в которых участвовали все сотрудники в России и Китае. Искали новые идеи, думали, куда компании двигаться дальше. Как говорит совладелица AROMAgroup, создали «коллективный разум». Благодаря ему сумели по-новому взглянуть на работу, нашли интересные идеи — например, начали давать рекламу через сервисы доставки еды.
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации |
---|
Вот так пахнет бизнес |
За тем, как работает реклама, Яна стала следить в CRM. Она смотрит, какие площадки приводят клиентов, где больше конверсия, ищет оптимальный вариант.
«Я сразу поняла: карантин — это всерьез и надолго»
Одной из главных проблем во время пандемии стали лишние рабочие руки. Когда клиенты закрылись, менеджеры по продажам остались без дела.
Яна Коршунова:
— Мы понимали, что карантин одной неделей не ограничится и наши бизнес-клиенты от пандемии оправятся нескоро. При этом команду терять не хотела, чтобы потом не собирать ее с нуля. Мы посовещались и изменили схему оплаты: в мае и июне менеджеры получали повышенные проценты, когда продавали определенные аппараты и картриджи. В самое тяжелое время компания ничего не зарабатывала, все деньги уходили на зарплаты. Но команду мы сохранили.
Чтобы никого не увольнять и не отправлять людей в отпуск за свой счет, им поручили работу, которую раньше отдавали на откуп подрядчикам. Менеджеры по продажам начали вести страницы компании в соцсетях, консультировать клиентов, писать тексты для сайта, работать маркетологами.
«Нужен был новый товар, который станут покупать здесь и сейчас»
Чтобы бизнес не закрылся, «коллективный разум» решил выйти на новый рынок. AROMAgroup начала выпускать товары для дома: диффузоры с ароматическими палочками, домашние и автомобильные ароматизаторы с натуральными маслами, а также дозаторы санитайзеров и антисептики. В компании придумали и стали продавать бактерицидные составы с хвойными фитонцидами, которые подавляют рост бактерий.
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации |
---|
По словам Яны, в ее «библиотеке» четыре тысячи ароматов. |
Для торговли с «физиками» освоили новые каналы продаж. Яна с сотрудниками открыли интернет-магазин, обновили сайт, начали торговать в розницу. Компания вышла на маркетплейсы и за два месяца несколько товаров AROMAgroup вышли в лидеры продаж в своем сегменте.
Когда коронавирус пошел на спад и бизнес стал оживать, AROMAgroup стала выпускать брендированную продукцию и небольшие партии автоароматизаторов и диффузоров, которые отели и автосалоны продают как свой товар. На 8 Марта отгрузили партию корпоративных сувениров для медиахолдинга «АБАК-ПРЕСС».
Яна Коршунова:
— Весной и летом запустим новые линейки запахов и ароматизаторов для дома и автомобиля. Если нужно, можем сами разработать любой аромат на заказ. Сегодня работа с «физиками», которую в 2020 году запустили от безысходности, — отдельное растущее направление. И после пандемии мы будем его только развивать.
Текст: Кирилл Кирягин для 66.RU |