Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России уже разорились 11 авиакомпаний. Следующую волну банкротств ждут осенью

24 марта 2021, 13:07
Проблемы авиакомпаний, возникшие в 2020 году из-за коронавируса, никуда не делись. Долги и снижение прибыли могут привести к потерям в авиаотрасли. При этом бюджетные вливания не помогут оперативно решить все вопросы.

Генеральный директор Red Wings Евгений Ключарев в интервью 66.RU не исключил, что уже осенью 2021 года российские авиакомпании ждет череда банкротств. Это возможно, если не удастся восстановить спрос на рынке и закрыть бюджетные дыры, которые возникли у перевозчиков из-за коронавируса.

Евгений Ключарев, гендиректор Red Wings:

— 2020 год потеряли все. Что сделали авиакомпании? Они либо кому-то недоплатили, либо где-то заняли деньги. Чаще — и то и другое. И эти кредитные линии и долги перешли в новый 2021 год. Если новый сезон будет хороший и все заработают, то получится заплатить из прибыли. А если спроса не будет либо доходная ставка сильно снизится из-за огромного предложения, то на прошлогоднюю тяжелую ношу наложатся убытки текущего периода. Банкротства авиакомпаний всегда происходят осенью.

Факт осенних банкротств гендиректор Red Wings объясняет тем, что основную летнюю выручку авиакомпании получают до конца июля. При этом высокий сезон продолжается, а ликвидности нет. И возникает кассовый разрыв, который погребает под собой авиакомпанию.

Что касается возможных претендентов на банкротство, то тут, по словам Евгения Ключарева, проблемы могут возникнуть у кого угодно. «Чем больше компания, тем больше проблем, долгов и кредитов. Вспомните «Трансаэро», «ВИМ-Авиа» — это были крупные российские игроки», — отмечает глава Red Wings.

Хроника банкротств

  • AiRUnion (альянс российских авиакомпаний, включающий «Красэйр», «Домодедовские авиалинии»). Иск о банкротстве подан в ноябре 2008 года.
  • «КД Авиа». Признана банкротом в ноябре 2010 года.
  • «Авианова». Лоукостер прекратил деятельность в октябре 2011 года.
  • АК «Кубань». Остановила операционную деятельность в декабре 2012 года.
  • «Былина». Приостановила деятельность с сентября 2014 года.
  • «Татарстан». Признана банкротом в октябре 2014 года.
  • «Московия». Была признана банкротом в октябре 2015 года.
  • «Ак Барс Аэро». Прекратила полеты в январе 2015 года.
  • «Трансаэро». Потеряла сертификат эксплуатанта в октябре 2015 года.
  • «Когалымавиа». Признана банкротом в марте 2016 года.
  • «ВИМ-Авиа». Завершила полеты в октябре 2017 года.


Ранее о возможной волне банкротств в колонке 66.RU рассказывал исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «В том, что банкротства неизбежны, сегодня сомнений нет, так как отрасль продолжает наращивать убытки, а у правительства нет финансовых резервов, чтобы поддержать перевозчиков», — рассказывал эксперт.

По словам гендиректора агентства Infomost Бориса Рыбака, единственный способ избежать банкротств авиакомпаний — прямая денежная поддержка государства. «Все наши авиакомпании сегодня де-факто банкроты, включая «Аэрофлот». Если бы кто-то сегодня предъявил к оплате их обязательства, они бы все обанкротились», — заявил он «Ведомостям».

Однако, как считает Евгений Ключарев, денежные вливания со стороны государства — не панацея. «Бюджетное финансирование — это такая тяжелая штука, которая очень неповоротлива и в качестве пожарной команды точно не сработает», — считает он.

Полное интервью с гендиректором Red Wings Евгением Ключаревым читайте скоро на 66.RU.

По итогам 2020 года, по оценкам Росавиации, объемы авиаперевозок упали на 46% к 2019 году. И даже в 2018-2019 годах, когда перевозки росли, операционный убыток авиаотрасли составлял 40–50 млрд рублей. В январе Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта попросила кабмин выделить 53 млрд рублей из федерального бюджета в качестве субсидий на частичную компенсацию расходов авиакомпаний в декабре 2020 — июне 2021 года. В прошлом году правительство выделило на эти цели 20,95 млрд рублей.