Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ритейл будущего: как меняются продуктовые магазины. Шесть тенденций

27 января 2021, 12:12
Ритейл будущего: как меняются продуктовые магазины. Шесть тенденций
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Ускорение темпов жизни, пандемия коронавируса и ставка на все здоровое и экологичное уже сейчас трансформируют торговые точки. Они стали ближе и технологичнее.

Из офлайна в онлайн

В 2020 году на российском рынке онлайн-торговли появилось около 30 новых игроков. Онлайн-доставкой занялись и крупные офлайн-ритейлеры. Спрос на доставку вырос из-за коронавируса. По оценкам экспертов, Covid-19 ускорил развитие рынка, при этом спрос на продовольственные товары в интернете сохранится и после окончания пандемии.

Готовая еда

Еще один тренд — появление собственной продукции в продуктовом магазине: от выпечки и свежевыжатого сока до полноценных обедов. И если для крупных сетей это давний тренд, то сейчас к нему присоединяются и магазины «у дома». Например, в 2020 году владелец екатеринбургской сети супермаркетов «Елисей» Александр Оглоблин начал сотрудничать с «Пятерочкой» и поставлять свою продукцию в магазины сети в Екатеринбурге, которую производит на своей фабрике готовой еды. Участники рынка отмечают, что потенциал у готовой еды в магазинах хороший, поскольку при современном темпе жизни на готовку у покупателей времени остается все меньше.

Ритейл будущего: как меняются продуктовые магазины. Шесть тенденций
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

ЗОЖ и свежесть

Мода на здоровый образ жизни повлияла не только на ассортимент кафе и ресторанов, но и на магазины. По данным исследования Nielsen, широкий ассортимент здоровой еды уже стал важным фактором при выборе магазина для 62% потребителей. В Москве за последние годы наибольший рост показал именно продуктовый ритейл форматов здорового питания и фермерских продуктов. К столице присоединяются и регионы.

Так, «Пятерочка» сделала акцент на свежих продуктах. Отдел fresh — овощи, фрукты, продукция с коротким сроком хранения и готовая еда — занимает почти половину торговой площади. «Ориентируясь на тенденции потребительских предпочтений в регионе, мы адаптируем наше предложение, к примеру, добавляем фермерский ассортимент, органическую еду и продукты здорового питания. Доля продукции fresh в ассортименте магазина составляет более 35%», — рассказал генеральный директор торговой сети Сергей Гончаров.

«ЖизньМарт» позиционируется как магазин со здоровым питанием, в котором не продают алкоголь и сигареты. Кроме того, в магазине в каждой категории может быть только одно наименование товара. Это позволяет выбрать максимально качественный продукт, при этом расширяя количество наименований на небольшой площади.

Эту тенденцию подтверждает президент «Елисея» Александр Оглоблин. По его словам, даже несмотря на падение доходов, потребитель все больше думает о здоровом питании и растет конкуренция не только со стороны федеральных сетей, но и небольших магазинов с фермерской продукцией.

Покупки без кассиров

Продуктовые сети все чаще устанавливают в своих магазинах кассы самообслуживания, где покупатель может самостоятельно оплачивать покупки. Это не только ускоряет процесс покупок, но и сокращает контакт между людьми, что стало очень актуально в 2020-м. В 2021 году эта тенденция будет только усиливаться, считают участники рынка.

Ритейл будущего: как меняются продуктовые магазины. Шесть тенденций
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Магазин «у дома» вместо поездок в гипермаркет

Та же нехватка времени заставляет покупателей отказываться от долгих поездок в гипермаркеты в пользу магазинов «у дома». Последнее исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященное продуктовым торговым сетям, показало, что 84% опрошенных предпочитают совершать покупки именно в таких магазинах.

Кроме того, на ситуацию оказал влияние коронавирус. В условиях пандемии людям стало важнее совершать покупки максимально быстро и близко к дому. Также снизился трафик в торговых центрах, где обычно и расположены гипермаркеты. А вот продажи магазинов «у дома», наоборот, выросли.

Выражать «близость к покупателю» помогает и отношение к нему. Магазин перестает быть уже просто местом для приобретения продуктов. Так, во многих магазинах уже есть специальные зоны кафе. Покупатель может купить кофе, выпечку или разогреть готовый обед и съесть его, не выходя из магазина. По оценке владельца сети магазинов Ивана Зайченко, это дает 35% трафика.

А торговая сеть «Пятерочка» сделала ставку на особое отношение к покупателям, позиционируя каждого клиента как гостя. Изменив концепцию, сеть изменила и слоган — «Ждем в гости каждый день!».

Экологичность

Как и ЗОЖ, экологичность тоже становится ключевым трендом, в том числе и для продуктовых магазинов. Екатеринбургский «ЖизньМарт» летом 2020 года заключил договор с экологической службой, которая собирает пластик для передачи крупных объемов вторсырья на заводы по переработке. Кроме того, магазин участвует в акции «Вещи добра», установив контейнер для сбора одежды. «Пятерочка» отправляет на переработку 100% пластика, картона, бумаги, оставшихся после поставки и реализации товаров, а также в магазинах сети продают многоразовые сумки и мешочки для взвешивания овощей и фруктов — как альтернатива обычным пакетам.