Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кому принадлежит все, что мы любим? Три экосистемы захватили интернет-сервисы в России

19 октября 2020, 08:00
Кому принадлежит все, что мы любим? Три экосистемы захватили интернет-сервисы в России
Фото: Архив 66.RU
Им принадлежат соцсети, доставки еды, такси, каршеринг, СМИ, образовательные платформы, сайты с фильмами, сервисы по поиску работы, игры и другие платформы. У них все, что мы любим и чем пользуемся каждый день. «Яндекс», Сбербанк и Mail.ru Group постепенно превращаются в экосистемы, обрастая новыми продуктами и скупая сторонние компании.

«Яндекс»

«Яндекс» – одна из крупнейших российских IT-компаний, владеющая одноименной системой поиска, интернет-порталами и сервисами. Согласно рейтингу Alexa.com, сайт yandex.ru по популярности занимает 56-е место в мире и 4-е — в России.

Поисковая система была зарегистрирована в 1997 году, а отдельной компанией «Яндекс» стал в 2000-м. За 20 лет он скупил десятки других компаний. Часть из них легла в основу сервисов самого «Яндекса», другая — осталась самостоятельными проектами.

Первое слияние произошло в 2000 году. «Яндекс» купил сервис электронной торговли DZ Online и сделал из него помощника в поиске товаров «Яндекс.Гуру». Через два года компания приобрела еще один каталог товаров «Подбери.Ру» и объединила все проекты, связанные с электронной коммерцией, в том числе «Гуру», в один сервис – «Яндекс.Маркет».

По такому принципу «Яндекс» действовал и дальше. Он скупал специализирующиеся на чем-то сервисы и делал из них свои. Так появились «Яндекс.Карты», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда» и другие. В 2013 году компания купила «КиноПоиск». На следующий год «Яндекс» приобрел крупнейшую в России площадку про автомобили Auto.ru. А в 2018-м решил, что ему нужен агрегатор скидок «Едадил». В этом же году интернет-компания закрыла сделку по объединению «Яндекс.Такси» и Uber. А также создала совместное предприятие со Сбербанком, в которое вошли «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет».

Кому принадлежит все, что мы любим? Три экосистемы захватили интернет-сервисы в России
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

В апреле 2019 года компания объявила о запуске собственной чат-платформы, с помощью которой можно отвечать на сообщения пользователей, приходящие из виджетов на сайте, чата на «Поиске» или «Алисы». 18 сентября того же года «Яндекс» сообщил о покупке сервиса бронирования ресторанов и услуг Bookform и интегрировал его в «Яндекс.Карты».

В июне 2020 года «Яндекс» и Сбербанк решили разорвать сотрудничество. Банк выкупил долю платежной системы «Яндекс.Деньги», а «Яндекс» выкупил «Яндекс.Маркет». Также в совместное предприятие с кредитной организацией входил маркетплейс «Беру». С октября 2020 года он вошел в «Яндекс.Маркет».

Первый зампред правления кредитной организации Лев Хасис объяснил развод с интернет-компанией нарастающей конкуренцией между экосистемами банка и «Яндекса».

Сбербанк

Сбербанк не хотел быть только кредитной организацией и начал активно работать над строительством экосистемы сервисов с 2018 года. Тогда банк основал совместное предприятие с Rambler Group, а потом купил 46,5% интернет-бизнеса компании. После этой сделки Сбербанк получил доступ к онлайн-кинотеатру Okko, поисковику и почтовому сервису Rambler.ru, изданиям «Газета.ru», «Лента.ру», информационному агентству RNS, развлекательному изданию «Афиша», спортивному изданию «Чемпионат.com» и сервису по онлайн-продаже билетов Rambler.Касса.

Кому принадлежит все, что мы любим? Три экосистемы захватили интернет-сервисы в России
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

В апреле 2019 года банк приобрел 100% группы компаний, управляющих сервисом поиска работы и подбора персонала «Работа.ру». В этом же году кредитная организация создала совместное предприятие с Mail.ru Group, чтобы доставлять еду и развивать такси. Mail.ru Group внесла в компанию долю в сервисе доставки еды Delivery Club и «Ситимобиле», а также инвестиции в других проектах: каршеринге YouDrive, автоматах с едой DC Daily и доставке готовых блюд Performance Group. Позже Сбербанк купил 36% в АО «МФ Технологии», контролирующем 58,3% голосующих акций Mail.ru Group.

Кому принадлежит все, что мы любим? Три экосистемы захватили интернет-сервисы в России
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

В июне 2020 года Сбербанк сообщил о покупке контрольной доли Rambler Group и 2ГИС. А в июле банк купил 80% ООО «Союзмультфильм» (дочернее предприятие ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм»). Кредитная организация собиралась сотрудничать в создании детской анимации и проектах киностудии для дошкольников, школьников и семейной аудитории.

Недавно Сбербанк объявил о ребрендинге и превращении в экосистему «Сбер». Туда вошла большая часть сервисов и компаний из совместных предприятий.

Mail.ru Group

После сделок со Сбербанком 36% акций Mail.Ru Group принадлежат кредитной организации, 45% «Мегафону», 10% «Ростеху» и еще 9% USM Holdings.

Mail.ru последовательно расширял пул проектов под собственным брендом, как и «Яндекс». В 2004 году появилась служба поиска по объявлениям о продаже и аренде жилой недвижимости «Недвижимость Mail.ru», в 2005 году открыли сайт о городских событиях и досуге «Афиша Mail.ru», проект для женщин «Леди Mail.ru» и автомобильный раздел «Авто Mail.ru». Также компания не забывала о сторонних проектах и расширении. Она постепенно с 2010 года наращивала свою долю в соцсети «ВКонтакте» и в 2014 году полностью купила ее акции.

Кроме того, Mail.ru Group открыла с 2012 по 2017 год несколько образовательных проектов. Программы представляют собой дополнительное IT-образование в пяти ведущих технических вузах России: Технопарк Mail.ru в МГТУ им. Н. Э. Баумана, Техносфера Mail.ru (ВМК МГУ), Технотрек Mail.ru (МФТИ), Технополис Mail.ru (СПбПУ) и Техноатом Mail.ru (МИФИ).

Кому принадлежит все, что мы любим? Три экосистемы захватили интернет-сервисы в России
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Также Mail.Ru Group активно скупала сервис мобильных и компьютерных игр. А в 2019 году компания запустила платформу MY.GAMES Store, которая должна была стать российским аналогом Steam.

В 2019 году Alibaba, Mail.ru Group, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявили, что создали совместную компанию в сфере электронной коммерции – AliExpress Russia. Mail.ru Group получила 15% в компании, внеся в СП свою площадку Pandao.

В том же году компания приобрела сервис для поиска работы Worki. Компания планировала интегрировать его с другими проектами, в том числе с собственным сервисом объявлений «Юла».