Верхотурье — самый старый и самый малочисленный город Свердловской области. По данным на текущий год, там проживает 8,5 тысяч человек. Хоть это и город, пейзажи там деревенские. Да что говорить о пейзажах, если далеко не все здания подключили к системе централизованного водоснабжения. Во многих домах Верхотурья канализационные стоки выводятся в септики (выгребные ямы).
«Глушь, глушь, глушь»
Директор 66.RU Богдан Кульчицкий в последние выходные сентября впервые посетил Верхотурье. Однако после этой поездки желания возвращаться туда у него нет. Он рассказал, что к старинным постройкам, храмам и кремлю у него «никаких вопросов — только удивление». Однако город не нацелен на туристов. Предложений по жилью мало, а достойного общепита и вовсе нет.
«Росселевская гостиница «Соболь» и гостевой дом Бабинова плюс пара предложений по аренде квартир на «Авито». Поесть в историческом центре можно в монастырских трапезных и пельменной «Флинстоун» — это настоящее чудище с запахами, будто жареными стенами и переклеенным скотчем меню», — поделился Богдан.
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU |
---|
Река Тура, вдоль которой была проложена знаменитая Бабиновская дорога, показалась ему мелкой. Камень, с которого Симеон Верхотурский рыбачил, неудобный — сидеть на нем можно только на корточках. Скалистый берег под стеной кремля завалили мусором, битыми бутылками и по нему скачут горные козы. А приезжающие в Верхотурье автобусы с туристами возят паломников питаться в заведение «От заката до рассвета». «Сатанизм какой-то», — удивился Богдан, вспомнив о фильме ужасов с аналогичным названием. «Глушь, глушь, глушь», — поделился он своими впечатлениями от поездки в Верхотурье.
«Если живешь далеко от дома, в этом нет искренности, души и сердца»
В Верхотурье нет больших торговых центров и баров с клубами. Вариантов, куда пойти учиться после 9 и 11 класса, не так много — православное училище, техникум и колледж. Молодые люди здесь предпочитают закончить школу и уехать жить, учиться и работать в ближайшие крупные города. Чаще всего выбирают Екатеринбург. Однако среди бегущих из Верхотурья в мегаполисы молодых людей есть 25-летний Никита Зеленюк, который после окончания университета вернулся в родной город и не хочет его покидать. О том, почему он решил остаться, Никита рассказал 66.RU:
«Я обратно вернулся, потому что мне очень хотелось жить здесь. Конечно, понимал, что здесь очень много проблем и различных трудностей, но все равно вернулся. Я очень сильно люблю город, мне тут нравится. От мегаполиса все равно устаешь, большой город, суета. А приезжаешь сюда, и это как маленькая деревушка в Италии. Когда учился в универе, меня всегда домой тянуло. В Екатеринбурге скучал по городу. У меня никогда не было в планах жить в другом городе. Посещать, расширять свой кругозор, мировоззрение — да, очень охота. И в Европу съездить хочется. Я уже ездил туда, понравилось, хочется дальше исследовать мир, но жить вне Верхотурья не хочу. Да и не получится, мы уже такое большое дело начали.
Если ты живешь где-то далеко от дома, в этом нет искренности, души и сердца. Ты будто бежишь от каких-то проблем, не хочешь их решать, не хочешь улучшать свой город, свою жизнь в этом городе. Поэтому, скорее всего, я здесь и останусь. Душа к городу лежит очень сильно.
У нас много споров было с друзьями. Они, многие, уехали из Верхотурья и говорят: «Вот мы живем в Екатеринбурге». Я им отвечаю: «И что в Екатеринбурге? Ты два часа едешь до работы. Потом вечером два часа обратно едешь. Четыре часа в дороге теряются. Я до работы доезжаю за десять минут. И чем их жизнь изменилась, если они путешествуют с работы домой, из дома до работы за такую же зарплату, как и у меня?» Я им говорю: «Вы живете в большом городе и тешите себя осознанием того, что есть куда сходить». Но они никуда не ходят, только путешествуют с работы домой. Я тоже могу сесть на машину, поехать в большой город, отдохнуть и вернуться обратно.
К тому же в большом городе тяжело пробиться. Там все-таки конкуренция большая. Плюс зависимость от начальника на работе. А здесь, в деревне, – то место, где ты можешь созидать, делать то, что хочешь. Здесь больше свободы и больше свободы для предпринимательства. Конечно, рынок сбыта Верхотурья очень маленький, и, скорее всего, в моем бизнесе это не та целевая аудитория. Но можно производить здесь, основываясь на истории, а потом уже рассылать продукцию во все уголки мира. У меня уже мыло и в Германию, и в Италию улетало, и всем нравится. Все говорят: «Вау, Никитос, какая крутая штука».
История мыловара Никиты
Когда молодой человек вернулся домой, он задумался о собственном деле и начал искать идеи в истории Верхотурья. Он нашел в архивах рецепт мыла на козьем молоке, которое в 1836 году изготавливали на местной мыловарне. Так начался его бизнес. Никита уже четвертый год варит мыло на продажу и продает его через Instagram. Изначально он назвал свой бренд «Моя деревня», потом сменил на «East Fort». Сейчас остановились на названии «С Верх мы».
Фото: предоставлено Никитой Зеленюком для 66.RU |
---|
На одном создании мыла Никита Зеленюк не остановился. По его словам, мыловарение переросло в большой глобальный проект по развитию туризма в Верхотурье и реставрации зданий. «Это моя душевная боль, что, приезжая в наш город, люди много чего не могут заметить. Это сокрыто от глаз, а наши горожане сами не рассказывают историю Верхотурья либо делают это не умеючи. Так и получается, что люди уезжают из нашего города, и у них есть осадок», — поделился он.
Молодой человек рассказал, что в его городе много скрытых от глаз мест. Туристы часто не знают, где расположена смотровая площадка, с которой открывается вид на Туру и кремль. Как и не знают, что можно подняться на колокольную башню Свято-Троицкого собора и позвонить в колокол.
Все эти скрытые от туристов места и главные достопримечательности города Зеленюк и один из создателей театра «ГРАД» в Верхотурье Дмитрий Вершинин решили объединить и показать в «иммерсивной театрализированной не экскурсии «Зов Верхотурья». От обычной экскурсии она отличается тем, что вместо гида историю города будет рассказывать кремлевский дворник конца XIX века. Проект планируют запустить 14 ноября.
Фото: предоставлено Никитой Зеленюком для 66.RU |
---|
Также Никита рассказал, что сейчас он занимается восстановлением соборной трапезной и планирует экспозицию в разрушенной церкви. «Рядом с трапезной есть разрушенная церковь Воскресения Христова. Мы там со временем сделаем экспозицию по утерянным объектам города. Мы хотим сделать экспозицию старинных наличников, которые мы собрали и скоро отреставрируем. У нас даже есть фотографии, как раньше выглядели здания. Сейчас все смотрят на развалившиеся объекты, а раньше это были архитектурные шедевры», — объяснил молодой человек.
Он добавил, что также надеется восстановить одно из купеческих зданий. «Здания принадлежат области, но область их не реставрирует, берет за них большую арендную плату, поэтому ипэшникам туда в принципе заходить очень невыгодно. Но мы хотим попробовать, может, выиграем в будущем грант на восстановление памятника архитектуры. И уже в этом месте можно будет сделать классное молодежное лофтовое место», — поделился Зеленюк. О других планах по развитию Верхотурья Никита не говорит, потому что «сначала нужно закончить с этим», но признается, что их много.