Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Выдача ваучеров вместо денег за отмененные рейсы нарушит права пассажиров. 5 аргументов Роспотребнадзора

3 июня 2020, 08:23
Выдача ваучеров вместо денег за отмененные рейсы нарушит права пассажиров. 5 аргументов Роспотребнадзора
Фото: Владислав Бурнашев, архив 66.RU
По мнению надзорного органа, ваучер не гарантирует, что пассажиру когда-либо вернут деньги.

Роспотребнадзор не согласовал проект постановления правительства о легализации ваучеров, который подготовил Минтранс. Как сообщает РБК, заместитель руководителя Роспотребнадзора Михаил Орлов перечислил в письме сразу несколько замечаний, которые касаются гарантий для пассажиров.

Ваучеры перевозчиков — это документ, который дает пассажиру право на будущую поездку или выражается в начислении на личный счет эквивалента денег, которые клиент может потратить на билет компании. Легализация ваучеров поддержит авиа-, железнодорожных и водных перевозчиков, которые пострадали во время коронакризиса.

Проект Минтранса разрешает компании возвращать деньги пассажиру спустя три года, если он так и не воспользовался ваучером. Изменения, касающиеся ваучера, будут вносить в договор с клиентом только в случае ЧС, чрезвычайного положения или режима повышенной готовности. Если проект постановления Минтранса примут, изменения внесут в Воздушный кодекс и другие акты.

Но Роспотребнадзор считает, что такая поддержка компаний произойдет за счет пассажиров. Вот замечания к проекту постановления:

  1. Проект постановления не предоставляет гарантий, что пассажир сможет воспользоваться ваучером, если в течение трех лет билет подорожает, будут отменены рейсы по направлению или в случае банкротства перевозчика.
  2. Компания предлагает пассажиру выбрать другую дату по уже выбранному маршруту. Такой вариант может принудить клиента вовсе отказаться от поездки с потерей гарантии полного возврата денег за билет.
  3. Нет экономических обоснований срока в три года, в течение которого перевозчики могут не возвращать деньги пассажирам.
  4. Минтранс, разрешая перевозчику изменять договор в одностороннем порядке, отсылает к своему приказу об общих правилах воздушных перевозок. В этом приказе нет положений об одностороннем изменении договора. Перевозчик может лишь поменять самолет и изменить маршрут, если того требуют правила безопасности полета.
  5. Проект Минтранса в значительной степени перекладывает риски предпринимательской деятельности перевозчика на потребителей.

Михаил Орлов предложил включить в проект постановления все возможные гарантии для пассажиров по исполнению компаниями обязательств.

Против инициативы Минтранса выступил и глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он предлагал разрешить властям выкупать ваучеры у пассажиров или передавать их третьим лицам, в том числе железнодорожным перевозчикам, если компания не может предоставить пассажиру выбор — ваучер или деньги.

  • Ваучеры на будущие поездки авиакомпании стали выдавать в марте в качестве компенсации пассажирам за отмененные из-за коронавируса рейсы. За легализацию такой формы выступает Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). По мнению представителей АЭВТ, ваучеры помогут компаниям не обанкротиться.
  • Гендиректор и владелец «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в начале лета дал интервью РБК. По его словам, в апреле «Уральские авиалинии» потеряли 94% объема перевозок. В первые месяцы эпидемии, включая май, доходы снизились на 85%. К уровню 2019 года компания вернется лишь в июле 2021-го, считает Скуратов.