Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Владимир Путин приказал поддержать агрегаторы доставки еды. Иван Зайченко объясняет, почему это зло

15 апреля 2020, 10:10
Президент поручил правительству к 15 мая рассмотреть возможные меры поддержки онлайн-сервисов доставки еды. Одним из вариантов поддержки может стать субсидирование сервисов доставки. Предприниматели, которые работают в сфере доставки еды, считают, что это окончательно убьет их бизнес, а власть захватят два крупных игрока – «Яндекс.Еда» и Delivery Club.

26 марта Владимир Путин встретился с представителями предпринимательского сообщества. На встрече гендиректор Мail.ru Group — которая владеет Delivery Club — Борис Добродеев заявил, что доставка является тяжелым и низкомаржинальным бизнесом для ресторанов и агрегаторов. Он предложил, чтобы государство и агрегатор субсидировали стоимость доставки еды в пропорции 50% на 50%. Президент одобрил идею и поручил правительству к 15 мая «рассмотреть возможность поддержки онлайн-сервисов доставки».

Но предприниматели, которые ведут ресторанный бизнес и самостоятельно обеспечивают доставку из своих заведений, считают, что такие меры поддержки ставят малый бизнес в еще более трудное положение.

Об этом писал у себя на странице в Facebook глава «Додо Пиццы» Федор Овчинников. Он считает, что если такие меры введут, это будет нарушением антимонопольного законодательства. «Это несправедливая мера поддержки. Если государство хочет поддержать рестораны, стоит в равной степени поддерживать всех, а не предоставлять преимущества отдельным частным компаниям, фактически вынуждая работать с ними», — пишет Федор.

В свою очередь основатель сети ресторанов «Сушкоф» Иван Зайченко рассказал 66.RU, что рестораны с собственной доставкой оказываются в невыгодном положении.

Иван Зайченко, основатель сети ресторанов «Сушкоф»:

— Это очень омерзительная история. Такие точечные поддержки — это не рыночная история. Я надеюсь, что дальше [предложения] это не пройдет. Агрегаторы получают субсидии, учитывая, что они и так миллиардами гребут деньги. А малый бизнес остается в тяжелом состоянии. Все теряют в выручке, и только агрегаторы получают дотации.

Блюда из «Сушкоф» можно заказать только в самом ресторане. Иван объяснил, что многие рестораторы принципиально не работают с агрегаторами, потому что это невыгодно и сервисы воруют клиентскую базу ресторанов.

Иван Зайченко:

— Агрегаторы повышают комиссии. Ресторанам становится невыгодно с ними работать, потому что они начинают работать в убыток. Но клиенты привыкают заказывать еду через агрегатор. Когда рестораны отключаются от него, клиент по привычке продолжает заказывать там же, но уже из других ресторанов. То заведение, которое отключилось от агрегатора, лишается большой части клиентской базы.

В начале карантина «Сушкоф» запустил бесплатную доставку продуктов для пенсионеров, чтобы у них было меньше необходимости выходить на улицу. Кроме того, глава компании считает: чтобы поддержать бизнес, нужно избавить его от обязательных платежей — выплат зарплат, налогов, коммунальных платежей и аренды. А субсидировать нужно тех, кто не получит эти деньги, — банки, строительные компании, которые дают аренду, и население, чтобы люди могли не переживать из-за потери заработной платы.

В то же время в пресс-службе Яндекса 66.RU рассказали, что с начала пандемии «Яндекс.Еда» ежедневно подключает в шесть раз больше новых ресторанов, чем ранее. Сейчас на платформе уже работает более 18 тыс. заведений, в декабре 2019 г. их было 14 тыс. Компания в течение трех месяцев выделит до 50 млн руб на меры, которые помогут ресторанам. Сейчас новые рестораны могут подключиться к платформе за несколько часов — вместо недели ожидания. Для старых партнеров комиссию повышать не будут. Для новых ресторанов на платформе, кто доставляет самостоятельно, полностью обнулили комиссии. А тем, кто выбрал доставку силами партнеров, Яндекс доставляет за свой счет первые 100 заказов. Мерами поддержки могут воспользоваться независимые рестораны и сети, имеющие до трех заведений, которые подключились с 15 марта 2020.