После введения карантикул и ужесточения режима изоляции, на улицах Екатеринбурга вымерла торговля (за исключением магазинов, где продают товары первой необходимости), а сфера услуг перешла в онлайн. Приспособиться к новым условиям удается не всем. Значительную часть выручки потерял общепит, парикмахерские, шиномонтажки.
Государство предпринимает некоторые попытки помочь бизнесу: снижает налоговые ставки, продлевает сроки уплаты страховых взносов, вводит отсрочки по кредитам. Но эффективны ли эти меры в ситуации, когда клиентов нет, большой вопрос.
66.RU опросил 15 резидентов коворкинга Names в Екатеринбурге, где сосредоточен малый и средний бизнес. Мы задали четыре одинаковых вопроса, проанализировали ответы и составили представление о том, как сейчас себя чувствуют предприниматели и каков их план по выживанию.
Что происходит с бизнесом сейчас?
Больше всего в результате кризиса пострадают микропредприятия. Они уже начали испытывать трудности: не могут заплатить зарплату сотрудникам и внести платеж по аренде помещений. Новые обстоятельства заставили компании поменять режим работы и начать приспосабливаться к изменившемуся потоку клиентов.
- Компании переходят на удаленку
На прошлой неделе предприятия начали добровольно переходить на удаленный режим работы, в результате поток в коворкинге снизился примерно на треть. С понедельника там закрыли вход для гостей. Правда, резиденты теоретически могут посещать рабочее пространство по индивидуальным картам, но компания, управляющая коворкингом, работать не будет.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
В салоне «Дом массажа» сообщили, что поток клиентов у них пока не уменьшился, но сотрудников отправили на карантин, теперь они работают удаленно. Компании «ИнтерСвет» пока также удалось сохранить штат, еще там активно привлекают внештатных сотрудников. Все работают дистанционно. По словам финансового советника, вместо реальных деловых встреч он начал практиковать консультации по Skype или Zoom.
- Краткосрочный наплыв клиентов
В строительной отрасли существует разнонаправленный вектор, основанный на внутреннем страхе. То есть одни клиенты остерегаются покупки недвижимости, другие — наоборот, торопятся взять кредит, чтобы побыстрее построить дом, пока это не стало дороже. Однако, как отметили в одной из компаний строительной отрасти, в любом случае такая ситуация кратковременная.
- Снижение объема заказов
Несколько индивидуальных предпринимателей отмечают, что у них снизились объемы заказов, а из-за падения курса рубля производство стало дороже. «У всех клиентов разная степень паники, очевидно, что в апреле денег будет кратно меньше», — говорит один из них.
Гораздо хуже дела идут у баров и PR-агентств: общепит просто закрыли, а рекламодатели режут бюджеты. «Перед самым введением карантина до 23:59 27 марта средняя просадка была от 10 до 15%», — сказал фаундер бара «Коллектив». «Основной клиент, делающий 70% выручки, сократил контракт почти в 10 раз», — поделились финансовыми результатами в PR-агентстве.
- Новый формат работы
Зато ничего не изменилось у компаний, которые ведут образовательные курсы. «Специфика бизнеса связана с образованием и студентами. Образование сейчас поменяло форму на дистанционную, но осталось прежним по своей сути», — сообщил директор одной из таких компаний.
Что ждете от государства и что делаете, чтобы выжить?
В условиях, когда драматично падают доходы, перед предпринимателем встает вопрос: что делать? Можно закрыть бизнес, можно уволить часть сотрудников или снизить им зарплаты. Или надеяться на помощь государства.
- Государство должно помочь с налогами и создать условия работы в режиме онлайн
Государство, согласно ответам респондентов, должно открыть доступ к платным онлайн-сервисам, которые упрощают документооборот, ввести налоговые каникулы и понятный алгоритм работы с партнерами в условиях карантина. Дело в том, что многие привычные способы коммуникации, например у риелторов, сейчас просто не действуют: чтобы оформить сделку по недвижимости офлайн, нужно пройти много кругов ада.
- Государство должно обратить внимание на ИП
Коммерсанты жалуются на то, что правительство не оговаривает меры поддержки индивидуальных предпринимателей.
«У меня нет возможности встать на учет как безработному и получать пособие. Нам не дадут беспроцентный кредит банки (так как у нас нет зарплатных проектов), нам не компенсируют наши потери. В европейских странах для малого бизнеса предусмотрена единовременная выплата, позволяющая прожить какой-то период времени. Безусловно, такая мера поддержки помогла бы. Но я не очень верю в такое развитие событий. Да и простая моральная поддержка не помешала бы», — считает скептически настроенный предприниматель.
- Государство должно поддержать покупательскую способность населения
Один из владельцев бара считает, что в первую очередь нужно обеспечить деньгами население, тогда появится спрос.
«Лучшая поддержка —это по максимуму сохранить доходы населения, покупательскую способность. Рынку общепита сложно помочь, и меры, которые предлагают мои коллеги, выглядят смешно. Все просят снизить аренду (а как же арендодатели, их налог на кадастр, их кредиты, ипотеки ФОТ на техслужбы и т. д.?), убрать налоги (сколько они платят налогов в процентах от общей операционки?) и оплачивать зарплаты персоналу (с убогим соотношением белого и серого ФОТа не в пользу белого)», — утверждает он.
- Бизнес собирается сохранить команду
Ресторатор говорит, что все сбережения тратит на зарплаты сотрудникам: «Мне важно сберечь команду, помочь им финансово и доказать, что мы умеем работать на маленьких костах и строить сильные концепции. А такие команды после кризиса будут особенно нужны».
- Бизнес пытается договориться о льготах
Представитель массажного салона рассказал 66.RU, что договорился с арендодателем, чтобы тот предоставил отсрочку платежей до того момента, когда все успокоится, а чтобы привлечь новых клиентов, расширил услуги: «Мы сейчас готовим онлайн-курс по фейс-фитнесу. Может, зайдет».
- Бизнес ищет деньги и нанимает юристов
Некоторые опрошенные предприниматели сейчас нанимают грамотных юристов, чтобы разруливать спорные ситуации. И добывают деньги на рекламный трафик, чтобы сохранить продажи на прежнем уровне.
- Бизнес собирается больше работать
Те, кто не привязан к производственным мощностям, занимаются смежными и альтернативными видами деятельности или больше работают. Вкалывать и рассчитывать на себя — это вообще универсальный рецепт, говорят респонденты.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Что будет дальше?
Никто не представляет, какую разрушительную силу для бизнеса будет иметь пандемия, что она сохранит на пепелище. Все, что можно спрогнозировать, — это то, что какое-то время предприниматели будут отходить от кризиса.
- Придется расстаться со сбережениями и рассчитываться с долгами
Рекламная сфера переживет кризис гораздо болезненнее. «Будет хорошо, если доживу до конца кризиса. Пиар, как правило, первым идет «под нож» в случае сокращения бюджетов. Поэтому задача — максимально сократить расходы и обеспечить выручку, позволяющую платить зарплаты и выплачивать личную ипотеку», — ответил директор PR-агентства.
Вот ответы других респондентов: «Буду оплачивать постоянные расходы на период простоя». «Сложно будет нарастить тот темп, с которым мы шли последние два месяца. У нас только все начало складываться…». «Доходов не будет, сбережения потеряются». «100% откроемся. Потеряем какую-то часть прибыли, которую скрупулезно копили на следующий проект».
- Изменятся взгляды на удаленную работу
Коронавирус, считают опрошенные, поставит под сомнение прежние привычки и поведение людей в городе и поменяет их отношение к рабочим местам. Для кого-то это будет большим плюсом.
«Пандемия рано или поздно закончится, а после нее изменятся и взгляды на удаленную работу. Сотрудники, которые работают на удаленке, оценят все преимущества данного формата, и это же оценят работодатели. В связи с этим мы ожидаем, что коворкинги будут иметь более высокий спрос», — предполагает CEO сети коворкингов Names Антон Утехин.
- Сильные компании усилят позиции на рынке
Директор образовательного центра считает, что кризис только усилит позиции компании на рынке: «Бизнес не обанкротится. Более того, может случиться так, что моя компания выйдет из кризиса с дополнительной прибылью».