Первыми свой ущерб от отмены рейсов в Китай из-за коронавируса озвучили «Уральские авиалинии». Как заявил генеральный директор компании Сергей Скуратов «Интерфаксу», перевозчик потерял 360 млн рублей. В результате запрета на регулярные перелеты у «Уральских авиалиний» высвободились четыре самолета, которые перенаправили в «Симферополь, Сочи, западные страны».
Министерство транспорта России оценило убытки российских авиаперевозчиков от приостановки полетов в Китай в 1,6 млрд рублей. Как заявил журналистам глава Минтранса РФ Евгений Дитрих, сейчас обсуждается вопрос о выделении денег из резервного фонда. Когда это произойдет и произойдет ли вообще — неизвестно.
Пассажирский трафик авиакомпаний России в Китай, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, рос высокими темпами начиная с 2017 года. В 2019 году авиакомпании перевезли в КНР 2,9 млн пассажиров. И экономический ущерб от запрета на полеты в Китай будет ощутимым. «Рынок Китая для наших авиакомпаний давно уже стал одним из ключевых международных рынков. Наши авиакомпании успешно внедрили трансферные технологии, предлагая гражданам Китая широкие возможности осуществления путешествий как по России, так и трансфером в страны ЕС», — отмечается в докладе президента АЭВТ Владимира Тасуна.
О том, что авиакомпании понесут значительные убытки в связи с отменой рейсов в Китай, ранее 66.RU заявлял исполнительный директор ассоциации Михаил Мальцев: это и компенсация за неиспользованные билеты, и вывозные рейсы, когда пустой самолет летит, чтобы забрать туристов, и потери от невыполненных рейсов, и переброс бортов на другие направления. Причем компенсировать свои затраты повышением стоимости билетов перевозчики не могут: этому мешают низкая покупательная способность и высокая конкуренция.
Единственной авиакомпанией, которая сохранила возможность выполнять в феврале регулярные рейсы в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг, — это «Аэрофлот» (51,17% акций принадлежит государству). По мнению экспертов, «Аэрофлот» — единственный российский перевозчик, который не просто не понесет потерь из-за коронавируса, но и выиграет на этом. Глава Friendly Avia Support Александр Ланецкий заявил «Коммерсанту», что решение российских властей выглядит избирательным и дает явные преимущества «Аэрофлоту». «Если он [коронавирус] опасен, почему тогда все же разрешено одной авиакомпании летать в один аэропорт? А если его распространение можно контролировать в аэропортах, почему бы властям просто не сделать это также в Кольцово, Толмачево или Владивостоке?» — отмечает Ланецкий.
Из-за быстрого распространения коронавируса с 1 марта Россия ограничивает авиасообщение с Южной Кореей. Летать туда продолжат лишь «Аэрофлот» и его дальневосточная «дочка» — «Аврора». Последняя будет работать в режиме чартера вплоть до возвращения всех россиян на родину. Кроме того, действующие ограничения на полеты в КНР продлят до 1 апреля и введут новые.
Глава крупной частной авиакомпании России S7 Антон Еремин заявил, что такое решение властей — нарушение конкуренции на рынке авиаперевозок. Сибирский перевозчик обеспечивает 20% пассажиропотока на маршрутах из России в Южную Корею.
«Фактически запрет на полеты в Южную Корею любым авиакомпаниям, кроме «Аэрофлота» и «Авроры», означает вывод с линии одного из ключевых игроков — S7 Airlines. Такой запрет коснется 90% емкостей конкурентов «Аэрофлота» и при этом не затронет саму группу «Аэрофлот». Мы не видим логических обоснований такого решения и считаем это грубым нарушением конкуренции на рынке авиаперевозок», — цитирует пресс-служба гендиректора S7 Антона Еремина.
Кроме того, если в случае с Китаем единственным аэропортом, который принимает пассажиров, было Шереметьево, то в случае с Южной Кореей самолеты будут принимать и другие аэропорты. «Например, и S7 Airlines, и «Аврора» выполняют по два рейса в день из Сеула во Владивосток. Мы действительно не понимаем, чем пассажиры S7 Airlines отличаются от пассажиров «Авроры», — заявили в S7. Сколько именно денег может потерять S7 на запрете перелетов в Корею, в авиакомпании не уточнили.
Кроме «Аэрофлота», «Авроры», S7 рейсы между Россией и Южной Кореей выполняли российская «Якутия» и корейская Korean Air.
Также Ростуризм рекомендовал туроператорам приостановить продажи туров в Италию и Иран из-за распространения коронавируса. Об ограничении на полеты в эти страны речи пока не идет.
Несмотря на то, что авиакомпании не стали повышать цены на авиабилеты после запрета на полеты в Китай, Федеральная антимонопольная служба России пообещала проводить мониторинг цен. В ФАС полагают, что после отмены рейсов в две страны перевозчики могут начать компенсировать свои убытки за счет роста стоимости билетов.
«ФАС России будет проводить мониторинг цен на авиабилеты с тем, чтобы в результате падения прибыли авиакомпаний на внешних рынках не поднимались цены на внутренних направлениях», — заявили в антимонопольной службе.