Накануне в Greenpeace заявили, что в России возобновили импорт радиоактивных отходов из Германии и устроят здесь захоронения вредного вещества. Это так называемые «хвосты», которые остаются от обогащения урана при производстве топлива для атомных электростанций. Члены Greenpeace узнали эту информацию из документов, которые опубликовали власти немецкой федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. По их данным, с мая по октябрь 2019 года в Новоуральск на «Уральский электрохимический комбинат» уже отправили шесть железнодорожных составов по 600 тонн с урановыми «хвостами» — это 3,6 тысячи тонн.
В пресс-службе «Техснабэкспорта», который входит в Росатом и занимается экспортом урана, эту информацию опровергли. Сотрудники компании сообщили, что в Россию из Германии везут не отходы на захоронение, а полезное вещество — обедненный уран. Его используют на обогатительных предприятиях для более эффективного производства. Произведенный продут компания собирается вывозить обратно за рубеж.
Что касается обвинений Greenpeace, то их в «Техснабэкспорте» называют дезинформацией. Однако в компании признали, что некоторые урановые «хвосты» от производства все же останутся. Их обещают хранить на специальных площадках с соблюдением мер предосторожности. После этого отходам намерены найти применения в разных отраслях промышленности. В «Техснабэкспорте» настаивают, что «хвосты» менее радиоактивны и токсичны, чем природный уран.
При этом сколько отходов останется в России и куда потом денут «хвосты», в пресс-службе не поясняют.
Экспортом «хвостов» в Россию занимается компания Urenco. Депутаты Бундестага (парламент ФРГ) осудили ее действия и потребовали прекратить поставки. Сильвия Коттинг-Уль заявила, что бизнесменам совершенно безразлична опасность для людей и окружающей среды. Хубертус Здебель отметил, что возобновление поставок связано с дешевой утилизацией отходов на территории России. По его словам, к концу 2022 года в Россию передадут около 12 тысяч тонн этого материала, и при переработке большое количество «хвостов» вернется обратно. «Это настоящий скандал. И то, что Urenco управляет таким плохим бизнесом, и то, что федеральное министерство окружающей среды ничего не делает для того, чтобы остановить этот экспорт ядерных отходов», — заявил Хубертус Здебель.