Убытки авиакомпаний
Цены на авиационный керосин в России с прошлого года поднялись сразу на 20%, а по итогам 2018 года совокупный убыток перевозчиков составил около 50 млрд рублей. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в первом квартале текущего года ущерб превысил 45 млрд рублей. Среди основных затрат авиаперевозчиков — авиатопливо, лизинг и обслуживание в аэропортах.
В «Аэрофлоте» заявили, что в 2018-м 31% затрат компании (почти 182 млрд рублей) пришелся именно на топливо, 15% — на лизинг самолетов и 14% — на персонал. За первый квартал 2019-го расходы на авиаГСМ в компании увеличились на 9,7 млрд рублей (28,4%) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Чистый убыток компании составил 15,74 млрд рублей — из-за топливного фактора и сезонного снижения пассажиропотока.
В пресс-службе «Уральских авиалиний» заявили, что из-за высоких цен на авиакеросин в первом квартале этого года компания получила дополнительный убыток в 800 млн рублей. Доля топлива в стоимости авиабилета УА в 2018 году составила 29%.
В отчете Utair за прошлый год говорится, что чистый убыток компании составил 4,4 млрд руб. На топливо перевозчик потратил на 3,9 млрд рублей больше, чем годом ранее.
Меры правительства
Чтобы стабилизировать ситуацию с ростом цен на авиакеросин, с 1 августа власти будут компенсировать часть затрат перевозчиков на топливо. Авиакомпании будут получать не прямые бюджетные субсидии, а вычет из акциза, размер которого будет зависеть от динамики цен на нефть и курса рубля.
Компенсации можно получить при цене керосина свыше 48,3 тыс. рублей за тонну (соответствует $70 за баррель нефти). Сейчас цена составляет около 45 тыс. Для выплат будут использовать дополнительные нефтегазовые доходы бюджета.
В «Уральских авиалиниях» считают, что правительственная инициатива не позволит снизить текущие затраты авиаперевозчиков, а только компенсирует дальнейший рост стоимости авиаГСМ. В S7 увидели риски в реализации этой меры, пишет РБК Екатеринбург.
Пресс-служба S7:
— Размер компенсации будет зависеть от уровня экспортной альтернативы, а не от фактической цены, по которой авиакомпании будут закупать топливо в российских аэропортах. Расходы авиакомпаний на топливо фактически зафиксируются на текущих высоких уровнях. Более эффективной мерой снижения роста цен на авиабилеты стало бы введение плавающего коэффициента возмещения акциза на авиационный керосин, привязанного к текущей биржевой цене на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, исторической биржевой цене в РФ и уровню инфляции.
Из-за цен на топливо и убытков растет и стоимость билетов: по итогам 2018 года в среднем по стране цены билетов выросли на 10%. В прошлые годы рост в среднем составлял 2%. При этом российские авиакомпании продолжают наращивать пассажиропоток.