В свежем выпуске «Изнанки бизнеса» наш герой, который не раскрывает своего лица, описывает движение ваших персональных данных от налоговой инспекции, где вы регистрируете фирму, до заказчика и уверяет, что даже при желании у государства не получится прикрыть эту схему.
— Обычная ситуация: люди идут в налоговую, заполняют анкеты, указывают там телефон, а потом ждут, когда их заявку одобрят. И тут начинается самое интересное… Замечали ведь, когда умирает человек, одновременно со скорой и полицией к родственникам приезжают из похоронного бюро. Вы им не звонили, но они все равно крутятся рядом. При открытии своего дела такая же закономерность — вам с утра начинают названивать селлеры банковских услуг и бухгалтерских сервисов, готовые выехать на место для заключения договора.
Первое, что приходит на ум, — идет централизованный слив данных из налоговой службы. Это не совсем так. Источник утечки – действительно налоговая, но это не выстроенная система, а договоренности с отдельно взятым сотрудником, сидящим на информационном потоке.
Приведу еще одну аналогию. Как в футболе организовываются договорные матчи? Нет смысла подкупать всех игроков команды соперника. Клуб подкупает только вратаря, и тот в нужный момент пропускает решающий удар. Не могу сказать, насколько большой теневой рынок торговли персональными данными, но знаю, что отдельные сотрудники банка в погоне за премиями и выполнениями планов развращают конкретного работника налоговой.
Игра абсолютно точно стоит свеч. Доля комиссии за обслуживание юрлиц в структуре дохода банка — существенна, и за клиентом охотятся заранее. Две недели звонков от полсотни организаций, предлагающих РКО, — обычная ситуация.
Здесь стоит сделать пояснение: контактов ипешников в публичных реестрах нет, а номера учредителей юрлиц появляются в системах типа ЕГРЮЛ, СПАРК-Интерфакс или «Контур.Фокус» через какое-то время после регистрации бизнеса. Так что отговорки менеджеров о том, что взяли ваш телефон из публичных реестров, не катят.
По идее, даже после того как номер предпринимателя появился в публичных базах, банки не имеют права на обзвон, так как им в большинстве случаев не давали согласия на это. В западных странах за спам предусмотрены адские штрафы, у нас — тоже есть закон. Только вот проблема в том, что ипешники не идут в ФАС, прокуратуру или суд с жалобами, а предпочитают возмущаться в соцсетях.
Есть и другие объяснения, как телефоны новоиспеченных предпринимателей попадают к продажникам. Чтобы зарегистрировать ИП, нужно оплатить пошлину в банке. Программа может проанализировать транзакцию, сопоставить с базой клиентов-физлиц и отправить в базу для обзвона на открытие расчетного счета. При этом данные о клиентах одного банка могут оказаться в руках других — например, в рамках обмена кредитными историями.
Big Data становится важнейшим конкурентным преимуществом для привлечения клиента. Есть программные алгоритмы, которые парсят открытые базы данных, в режиме online вытаскивают информацию о вновь зарегистрированных юрлицах. К тому же найти контакты можно через социальные сети. И тоже в автоматическом режиме.
Поможет получить данные предпринимателей и сервис рекомендаций. Клиентам банков предлагают заполнить анкеты, где можно оставить контакты знакомых, которым чисто теоретически тоже могли бы быть интересны услуги и бонусы.
Анализ огромного массива открытых данных позволяет моментально узнать о возникшей потребности открыть расчетный счет. Я не удивлюсь, если в технологически продвинутых компаниях о вас знают все: паспортные и адресные данные, данные о доходах через ФНС и ПФР, сведения о родственных связях, судимостях, о движимом и недвижимом имуществе, о трудовой деятельности… В этом контексте меня удивляют разговоры о сложностях межведомственного документооборота.