Насколько реально подорожают мясо, молоко, картофель и крупы, если бензин продолжит расти в цене, рассказал экономист Александр Непп. Он пояснил, что повод для увеличения стоимости отчасти все-таки прослеживается, но, как обычно, все не так однозначно: есть два фактора воздействия.
Прямое воздействие
Например, в производстве свинины затраты на топливо составляют только 2-3%, чуть больше — 6% от себестоимости — тратят на горюче-смазочные материалы производители молочной продукции. Такие данные приводит кандидат экономических наук, доцент УрФУ Александр Непп со ссылкой на анализ рынка аспиранта Андрея Шилкова. Это значит, что подорожание бензина на один рубль не увеличит затраты производителя даже на четверть процента. Чуть более весомый повод для беспокойства есть у земледельцев. Себестоимость сельхозпродукции на 25–30% складывается из затрат на топливо. Но даже тут конечные расчеты вовсе не такие пугающие, как нас в этом убеждают.
— Если для удобства предположить, что бензин сейчас стоит ровно 40 рублей, его подорожание на один рубль даст увеличение цены на 2,5%. То есть цена килограмма картофеля вырастет на 2,5% от доли топливных затрат в 30%. При грубом расчете, в целом себестоимость картофеля увеличится чуть меньше, чем на 1%.
Можно утверждать, что даже в отрасли, где бензин используют много и часто, прямое воздействие будет незначительным, и резкого подорожания быть не должно. Но в условиях рыночной экономики эти доводы оказываются несущественными.
Психологическое воздействие
По словам экономиста, стоимость бензина давно стала для производителей лакмусовой бумажкой, которая сигнализирует о необходимости повысить цены. Дорожающим топливом они объясняют подорожание практически всего.
«Если мы вспомним обоснованность в экономике, они, на самом деле, будут правы. Цена в рыночной экономике определяется не столько себестоимостью, сколько соотношением спроса и предложения. Если я, как производитель, убеждаю вас, что из-за дорожающего бензина мне нужно увеличить цену на 50% и потребитель будет готов его покупать, стоимость этого товара вполне может вырасти и на 50%. Поэтому производитель будет обосновывать рост цен именно так», — добавил Александр Непп.
Вместе с тем спрос может стать и, наоборот, сдерживающим фактором. Это связано с тем, что уровень жизни потребителей и их зарплаты не растут. Эксперт предполагает, что в результате производители будут вести себя по принципу «если бензин подорожал на 5%, мой продукт подорожает на столько же», хотя реального роста издержек на эту сумму у них не произойдет.
Ранее сообщалось, что из-за соглашения нефтяных гигантов с правительством о заморозке цен независимые сети АЗС столкнулись с дефицитом топлива. Крупные компании перестали предоставлять скидки мелкооптовым покупателям и начали требовать полную предоплату. Так, в регионах, где велика плотность независимых АЗС, уже возник дефицит бензина. Об этом сообщают в Иркутске, Чите, Красноярске и Алтайском крае. Вскоре глава «Роснефти» Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах.