Сельскохозяйственный бизнес обеспокоен изменениями в законодательстве. С 1 января 2019 года все предприятия агропромышленного комплекса (АПК) станут производствами первого класса опасности (наиболее токсичные) и должны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). Для получения разрешения понадобится долгая и дорогостоящая процедура — государственная экологическая экспертиза. Эта же экспертиза нужна для получения лицензии на ликвидацию отходов. Из-за сложности процедуры ни одно региональное сельхозпроизводство ее не оформило.
Иван Генералов, директор по правовым вопросам Союза малого и среднего предпринимательства:
— Процедура получения КЭР непонятна участникам рынка, потому что правительство не установило порядок ее прохождения. К счастью, ни одно свердловское предприятие АПК не попало в перечень из 300 компаний — основных загрязнителей окружающей среды, которым надо получить разрешение до 2022 года. У наших предприятий есть время до 2025 года.
На круглом столе Союза малого и среднего предпринимательства Свердловской области выяснилось, что предприятия избегают проблем с лицензированием, оформляя отходы животноводства и птицеводства как продукцию, сообщает РБК Екатеринбург. Предприятия получают сертификаты, подтверждающие, что помет и навоз — это их основной продукт, а мясо и яйца — побочный.
Схема с переквалификацией отходов в продукцию действует с того момента, как появились первые законы о лицензировании — с 2001 года. Ее используют не только предприятия АПК, но и промышленные производства. Проблемы начинаются вместе с проверками налоговой службы — на продукт должны быть задекларированные затраты, его нельзя передать бесплатно. Но по договору, чтобы передать помет-продукцию, необходимо заплатить «покупателю». В итоге предприятию приходится признать, что это не продукт, а отходы.
Результаты мониторинга Союза показали, что ни у одного свердловского сельскохозяйственного предприятия нет лицензии на ликвидацию отходов животноводства и птицеводства. Обязанность по получению разрешительной документации появилась в 2016 году.
Предприятия не спешат лицензировать деятельность, потому что все технологии по ликвидации отходов должны пройти государственную экологическую экспертизу. Мероприятие длится не менее года и требует порядка 2 млн руб. В эту сумму входит только организация и проведение экспертизы, стоимость самой технологии — дополнительная нагрузка на бюджет предприятия.
В прошлом году в Свердловской области зафиксировано 1484,1 тыс. тонн сельскохозяйственных отходов. Большую часть из них — 79,8% — произвели 20 хозяйств. Более 100 тыс. тонн отходов в 2017 году получили СПК «Килачевский», агрокомплекс «Горноуральский», «Талицкое», птицефабрика «Рефтинская».
В регионе зарегистрирована 141 площадка для размещения отходов жизнедеятельности животных и птиц. Полигоны занимают 200,8 га, на них — 200,5 тыс. тонн помета и навоза. При этом 28 площадок — бесхозные. Заброшенные полигоны занимают 26,8 га, на них находятся 23,3 тыс. тонн отходов.
Отметим, что за загрязнение почв предусмотрены крупные штрафы. В августе суд взыскал 43,1 млн руб. с АО «Полевское» — суд снизил изначальный штраф, который составлял 164 млн руб. В середине октября вступило в силу решение о взыскании 22 млн руб. с «Нижнетагильской птицефабрики». Сейчас арбитраж рассматривает иск к «Птицефабрике «Рефтинской». Надзорное ведомство обвиняет ее в ущербе почвам на 287 млн руб.