Lhoist Group, которая планировала построить на базе Южно-Михайловского месторождения завод по производству извести, сворачивает бизнес в России. С момента захода в страну бельгийское предприятие стабильно терпело крупные убытки. Теперь добычей сырья в Нижнесергинском районе займутся бизнесмены, связанные с НП «Атомстройкомплекс».
На российский рынок крупнейший в мире производитель извести Lhoist Group зашел вместе с партнером, который смог бы приспособить проект к местным условиям и минимизировать риски. Свои услуги по GR-консультированию предложила Трубная металлургическая компания Дмитрия Пумпянского. Топ-менеджеры, известные своими лоббистскими возможностями, пообещали помочь на старте: подобрать участок, оценить вложения в сети и дороги и самое главное — получить зеленый свет в кабинетах власти.
Lhoist Group создала российское подразделение — ООО «ПроЛайм» и в 2010 году получила лицензию на 20 лет на разработку недр Южно-Михайловского месторождения. Управляющие планировали крупные инвестиции в добычу и переработку известняка — около четырех миллиардов рублей (по курсу 2013 года). Товар был востребован среди металлургических и строительных компаний региона.
Это завод в Бельгии. Продукция может использоваться в черной и цветной металлургии — для обогащения железнорудного сырья и руд цветных металлов, выплавки чугуна, стали, ферросплавов. Другая область применения — строительство: это компонент для отделочных и дорожных материалов, стекла, керамики, кровельных и лакокрасочных материалов. |
До 2013 года бельгийцы готовились к стройке — согласовывали проекты разведки и гидрогеологии, проходили госэкспертизу, утверждали техусловия для подключения к сетям, выкупали земельные участки. Параллельно начали возникать проблемы. Естественные монополии и местные власти рассчитывали развить инфраструктуру за счет Lhoist Group: первые ждали ЛЭП и подстанцию, вторые — дорогу в обход Михайловска.
Там же, в Нижнесергинском районе, неожиданно замаячило другое капиталоемкое производство с похожим профилем. ООО «Михайловский карьер» запланировало стройку цементного завода. В результате областные власти не стали никого обижать, и статус приоритетного инвестиционного проекта, а вместе с ним и налоговые льготы, достались обеим компаниям.
Запуск первой очереди известнякового завода был запланирован на 2016 год, но иностранцы безнадежно выбились из графика. Как рассказал 66.RU бывший сотрудник ООО «ПроЛайм», который попросил не упоминать его имя, с 2015 года Lhoist Group начали задумываться об уходе из региона.
Бывший работник Lhoist Group:
— Тот период можно назвать угасанием бизнеса. Никакого расширения бизнеса в помине не было, никаких новых рабочих мест. Объемы добычи известняка сокращались, рабочие с трех смен перешли на две, а потом и вовсе работали в односменном режиме. Стабильно раз в год (а иногда и дважды) происходило сокращение штата.
Чтобы оставаться на плаву, инвестор пытался реализовать продукцию, но не всегда выходило. Из-за отсутствия собственных печей обжиг известняка проходил на производственной площадке ПНТЗ — в таком виде российский офис Lhoist Group проработал примерно год.
В апреле 2017 года генеральный директор «ПроЛайма» Мариуш Ян, за два месяца до этого договорившийся с губернатором Евгением Куйвашевым о запуске производства на 2019 год, ушел со своей должности и уехал в Малайзию развивать проекты Lhoist Group.
В интервью РБК Екатеринбург Евгений Куйвашев объяснял неудачи бельгийцев в Свердловской области западными санкциями.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:
— По моим сведениям, они не хотят отказываться от проекта. Не удивлюсь, если одно из препятствий — санкции ЕС, из-за которых многие уральские предприятия оказались в сложном положении. Европейские страны оказывают сильное давление на своих предпринимателей через различные институты — государственные, негосударственные. У меня нет сомнений, что ограничение западных инвестиций в Уральский регион объясняется санкциями.
С версией главы региона согласен и источник 66.RU в компании: «Когда предприятие заходило в Россию, были большие надежды. Но случилось политическое потрясение, США наложили санкции, а так как группа получает 40% прибыли на американских рынках, они не стали рисковать и строить здесь завод».
Но в первую очередь решение Lhoist Group свернуть бизнес в России связано с экономикой. По данным открытой финансовой отчетности, с 2013 года ООО «ПроЛайм» стабильно уходило в чистый убыток: 2013 год — 118 млн, 2014 — 163 млн, 2015 — 273 млн, 2016 — 1,38 млрд, 2017 — 178 млн.
Для партнера бельгийского производителя извести — ТМК — проект оказался неинтересен. «Для нас это непрофильный бизнес. Мы никогда не вмешивались в дела Lhoist Group, а участвовали только как консультанты», — отметили представители уральского предприятия в неофициальной беседе.
«После оптимизаций и сокращений в офисе в БЦ «Президент» оставалось работать человек семь. А в июле и их уволили по соглашению сторон с выплатой двухмесячного оклада. Видимо, продают», — предположил экс-сотрудник компании. Как стало известно 66.RU, в начале года производством на Южно-Михайловском месторождении заинтересовались структуры «Атомстройкомплекса», и летом стороны сделку закрыли.
«Атомстройкомплекс» не приобретал предприятие и не имеет отношения к описанному событию. Кроме того, у нас нет сведений о том, что в сделке участвовал какой-либо соучредитель компании», — опровергли информацию в пресс-службе застройщика. Между тем, согласно базе данных «Контур.Фокус», в августе 2018 года учредителем ООО «ПроЛайм» со 100-процентным участием стало ООО «Викинг». Юрлицо контролирует Павел Кузнецов — деловой компаньон Валерия Ананьева по «Атомстройкомплекс-Промышленность», «Атомстройкомплекс-Строительство», УК «Доминвест» и ООО «Вымпел».
Эксперты рынка недвижимости объясняют, что для «Атома» покупка месторождения – логичный шаг с точки зрения консолидации активов для полного цикла девелопмента — от производства стройматериалов и монтажно-строительных работ до продажи квартир и обслуживания жилого фонда.
У проекта все еще налоговые преференции. Чтобы оправдать ожидания, к 2019 году новый собственник должен достроить завод.