Если вы заметили, что мусорные баки с ваших площадок стали вывозить реже — знайте, так происходит по всему городу. Вместе с тем увеличивается количество горящего и разлагающегося мусора, который периодически находят в лесах. Как ни странно, это связано с мусорной реформой, она, по идее, должна была избавить город от незаконных свалок. Как это получилось и что пошло не так с новой схемой управления твердыми коммунальными отходами (ТКО), внедренной в Свердловской области, — в материале 66.RU.
Транспортные компании, которые вывозят мусор из домов, берут за услугу от 30 до 250 рублей. Такие цифры озвучил заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Андрей Кислицын. Где-то в этих пределах мусороперевозчикам платят и управляющие компании. До 1 июля мусороперевозчики платили полигонам за право оставить там мусор 18 руб. за кубометр, то есть работали с большим профицитом. Однако Региональная энергетическая комиссия (РЭК) повысила тариф в восемь раз, и теперь за кубометр отходов транспортные компании платят уже 156 руб., по сути, работая себе в убыток.
Как изменился тариф на захоронение ТКО IV класса:
С 1.01.2018 по 30.06.2018 - 18,46 руб. за кубометр (с НДС)
С 1.07.2018 по 31.12.2018 - 156,65 руб. за кубометр (с НДС)
Это максимальные суммы, которые полигоны могут запрашивать с транспортных компаний за захоронение мусора.
Поскольку разрыв между тем, сколько УК платят мусороперевозчикам, и новыми тарифами полигонов резко увеличился, транспортные компании вынуждены искать выходы из положения. На самом деле их не так уж и много:
Но новые свалки появляются в городе чуть ли не каждый день.
Например, 26 июля водитель КамАЗа вывалил 10 кубометров мусора прямо на проезжую часть в Половодном переулке в Екатеринбурге. По словам руководителя отделения «Гражданского патруля» в Екатеринбурге Романа Тихонова, в последние месяцы участились случаи свалки строительных отходов в пригородах Екатеринбурга.
В середине июля в Екатеринбурге загорелась очередная свалка: дым с полигона на ул. Коммунистической две недели не дает спокойно дышать жителям Уралмаша.
В этом же месяце мусорные свалки нашлись на берегу Исети. «Кроме мелкого мусора, было обнаружено 35 средних и крупных свалок бытового мусора, 28 свалок строительного мусора и материалов, а также 58 автомобильных шин. Напомню, что автомобильные шины относятся к отходам 4-го класса опасности и вносят весомый вклад в загрязнение Исети», — отметил Роман Тихонов.
Свалка возле Исети |
По словам Егора Свалова, который раньше занимал должность председателя комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга, а сейчас в областном министерстве ЖКХ курирует внедрение в регионе новой системы обращения с твердыми бытовыми отходам, несанкционированные свалки — это куча мусора объемом больше 1 кубического метра. Таких объектов очень много — и в Екатеринбурге, и по области.
— Мелкие свалки возникают регулярно: в частном секторе, около дачных поселков, около водоемов, куда люди приезжают отдыхать. Отвечать за их ликвидацию должны муниципалитеты — деньги на это в бюджетах заложены.
И терпеть эти мусорные кучи придется еще как минимум три месяца, до ноября.
В рамках реформирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами, с 2019 г. все процессы, связанные с вывозом, сортировкой, переработкой, утилизацией и захоронением мусора в России, передадут региональным операторам. В Свердловской области этот процесс, как в пилотном регионе, ускорили. Уже в декабре 2017 г. выбрали регионального оператора — МУП «Спецавтобаза», – который с 1 июля начал бы распределять денежные потоки в мусорном бизнесе.
До 1 июля было все просто: управляющие компании заключали контракты на вывоз мусора с операторами транспортных компаний исходя из установленных тарифов. С 1 июля в Екатеринбурге эти тарифы должны были измениться: как для управляющих компаний (а по сути — для жителей), так и для транспортных компаний, которые начали бы платить региональному оператору. Остальные города Свердловской области присоединятся к новой системе с 1 ноября.
Однако за 30 дней до старта большой реформы губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поручил перенести сроки на 4 месяца.
Фото: архив 66.ru |
---|
Мусорную реформу в Екатеринбурге перенесли на месяц. Но первые неприятные итоги видны уже сейчас. |
Но если ввод платежей за услуги по обращению с ТКО для жителей Екатеринбурга перенесли, то тарифы для транспортных компаний РЭК все-таки изменила. К чему это привело — смотрите выше. Транспортные компании не готовы работать себе в убыток и либо уходят с рынка, либо вывозят мусор не на полигоны, а в лес, либо не выполняют свои обязательства перед управляющими компаниями и жильцами домов. Как итог: полные мусорные контейнеры во дворах и свалки на природе.
Договор между управляющими и транспортными компаниями, как правило, заключается до конца года. Очевидно, что менять меньшую цифру на большую никто не собирается. Если контракт заключили на сумму в 30 рублей за кубометр, то повышать до 300 рублей просто невыгодно.
Теперь, когда тарифы на вывоз и захоронение ТБО выросли, транспортные компании несут убытки. Разницу между тем, что платят УК по договору и новым тарифам, из своего кармана приходится платить транспортным компаниям.
Как рассказали 66.RU в одной из управляющих компаний города, транспортные компании действительно уведомили их о повышении тарифов. Однако УК ничего поменять не могут — предельные тарифы за услуги на содержание и текущий ремонт общего имущества в доме устанавливает администрация города.
До июля 2018 года тариф за 1 кв. м общей площади в отдельной квартире в домах с лифтами без мусоропроводов составлял 26,01 руб. 6 июля глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб подписал постановление об изменении этого тарифа до 26,97 руб. В него входят услуги управления, техобслуживание, уборка территорий, озеленение, обеспечение норм безопасности, вывоз мусора. Отдельного тарифа на вывоз мусора нет.
— Мы получили уведомление от наших операторов транспортных компаний о том, что они получили уведомление об изменении тарифов от единого оператора. Но транспортные компании не могут менять тарифы в одностороннем порядке. Сейчас идет процесс переговоров и согласования стоимости.
Как отмечают в УК, транспортные компании сами согласились на новые тарифы РЭК. Они бы могли не подписывать новые договоры с полигонами и обосновать, почему не готовы платить такие суммы. «Но они почему-то для себя не посчитали нужным заниматься взаимодействием с полигонами. А за счет каких средств управляющие компании должны компенсировать затраты? У нас установлен тариф по взаимоотношению с населением. Мы осуществляем деятельность в интересах граждан», — заявили в управляющей компании.
Сколько денег потеряют транспортные компании — неизвестно. Известно только, что тарифы на утилизацию ТБО выросли в 8 раз. Во столько же увеличилась финансовая нагрузка на мусороперевозчиков. Конкретные суммы зависят от объема работ и количества отходов, вывозимых транспортниками. В самих транспортных компаниях на вопросы корреспондента 66.RU о потерях от повышения тарифов отвечать отказались, ссылаясь на коммерческую тайну.
Фото: архив 66.ru |
---|
«Спецавтобаза» получит все мусорные полномочия с 1 ноября. И подомнет под себя рынок мусороперевозок. |
Крупных компаний, занимающихся вывозом мусора, в Екатеринбурге не так уж и много. Как рассказал 66.RU источник, знакомый с ситуацией, в основном это мелкие фирмы, которые договариваются с управляющими компаниями на вывоз отходов с одного-двух домов. И они вряд ли смогут пережить такой разрыв между получаемыми и отдаваемыми деньгами.
Это, кстати, вполне выгодно ЕМУП «Спецавтобаза» — региональный оператор, который и сам вывозит мусор, намерен очистить и упорядочить рынок перевозок. Ранее глава муниципального предприятия Нафик Фамиев заявлял, что одна из целей — создать крупных операторов мусороперевозок вместо большого количества мелких разрозненных компаний. По его словам, сама «Спецавтобаза» останется на рынке хотя бы по договорам субподряда.
Еще один момент — на этом разрыве заработает ЕМУП «Спецавтобаза», которому принадлежат оба мусорных полигона в пределах Екатеринбурга. По словам источника 66.RU, речь может идти о сумме около 600 млн рублей, собранных со сторонних перевозчиков мусора, которые оказались в непростой ситуации из-за смены тарифа. В «Спецавтобазе» объясняют: все вопросы к РЭК.
— Что же касается активно муссируемой сейчас темы с изменением тарифов на захоронение ТКО IV класса опасности, то установлением тарифов ЕМУП «Спецавтобаза» не занимается. Полномочия в этой сфере принадлежат Региональной энергетической комиссии. Помимо услуги захоронения в тарифе, утвержденном РЭК и применяемом нашим предприятием, согласно федеральному законодательству, появился компонент в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, от которой раньше все были освобождены.
Глава ЕМУП «Спецавтобаза» Нафик Фамиев вовсе считает все это заказом. На своей странице в Facebook он написал об обострении «мусорных войн» и о том, что публикации на тему мусорной реформы «носят заказной характер со стороны структур, заинтересованных в получении доступа к ресурсам предприятия».
Ситуация должна измениться к 1 ноября, когда ЕМУП «Спецавтобаза» станет отвечать за весь вывоз мусора в Екатеринбурге. По данным самой «Спецавтобазы», только в Восточном АПО (а туда входит и Екатеринбург), находится более 600 нелегальных мусорных полигонов. И задача реализуемой реформы, в том числе, — не допустить появления новых свалок.
При этом изменится сама схема оплаты за вывоз мусора. Из перечня жилищных услуг тариф за вывоз мусора уйдет в коммунальные услуги. Максимальный тариф составит не больше 160 рублей на человека в месяц. При этом все процессы, связанные с вывозом, сортировкой, переработкой, утилизацией и захоронением мусора, передадут региональному оператору. То есть платить придется больше, но система очистки мусорных баков для простых жильцов дома принципиально не изменится: сортировать мусор и отдавать его на полезную переработку не придется. Все это заработает, но когда-нибудь потом.