Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

История краха, банкротства и отчаяния. Почему бывший партнер Павла Неверова убил его и себя

28 апреля 2018, 12:00
Павел Неверов решил рискнуть, но из-за экономического кризиса попал в сложную финансовую ситуацию, утянув за собой и своего компаньона Олега Елкина.

В Екатеринбурге убит известный предприниматель Павел Неверов. Он был из тех, кто не боялся признавать поражения, именно поэтому он говорил о своем банкротстве публично и именно за это его уважали коллеги. В колонке для «Делового квартала» Неверов признавал, что бизнес — один из жизненных этапов, который для большинства заканчивается неудачей.

«Свой жизненный путь я считаю очень показательным. Я начал свой бизнес в 24 года, занимался разными проектами: на волне роста рынков создал и много лет руководил компанией в сфере бизнес-обучения и подбора персонала, работал в федеральном медицинском бизнесе, занимался социальными проектами и возглавлял сильную региональную торговую компанию. Последний мой проект завершился особенно громким фиаско, банкротством, последствия которого я еще долго буду разгребать», — рассказывал он два года назад изданию.

Стрелявшим в Неверова оказался его бизнес-партнер Олег Елкин, который после этого попытался покончить с собой и скончался уже в реанимации, куда его привезли в критическом состоянии. По некоторым данным, побудить Елкина к убийству могли последствия банкротства «Олми»: тому пришлось расплачиваться по счетам фирмы. История Неверова и Елкина — в материале 66.RU.

Деловые отношения Олега Елкина и Павла Неверова начались в октябре 2012 года, когда последнего пригласили на пост исполнительного директора «Олми», учрежденной братьями Елкиными и занимавшейся оптовой и розничной торговлей запчастями для автомобилей. Через полгода основатели передали оперативное управление менеджменту, а сами сконцентрировались на стратегических вопросах. Планы у руководства были амбициозные: вдвое нарастить основные финансовые показатели и построить современный логистический комплекс под Екатеринбургом. Для этого в «Олми» приняли агрессивную стратегию: активное расширение шло за кредитные деньги.

Как сообщал РБК Екатеринбург, в сентябре 2013 года между Сбербанком и «Автосоюзом» (юридическое лицо сети магазинов) был заключен договор об открытии возобновляемой кредитной линии с лимитом в 200 млн рублей под 9,5% годовых. Поручителями выступили Григорий Ковалев и Олег Елкин. В августе 2014 года компания взяла еще один кредит — на 100 млн рублей под 12% годовых. Поручителями стали ООО «РозТорг» и Павел Неверов.
К 2014 году фирма вышла на плановые показатели, а в апреле братья продали свой бизнес Неверову. С этого времени новая компания Елкиных стала оказывать «Олми» складские услуги.

История краха, банкротства и отчаяния. Почему бывший партнер Павла Неверова убил его и себя
Фото: личная страница Павла Неверова в социальной сети Facebook

Все начало сыпаться в конце года, когда Центробанк резко поднял ключевую ставку. Это обстоятельство сильно повлияло на оптовую и розничную торговлю автозапчастями: цены выросли, трафик упал, поставщики под давлением банков начали сокращать товарные кредиты, сроки отсрочки. В какой-то момент образовался денежный разрыв.

По состоянию на 23 марта 2015 года общий размер просроченной задолженности по кредитным договорам составил 301,5 млн рублей. В интервью РБК Екатеринбург Павел Неверов утверждал, что фактически сумма просроченной задолженности составляет только 58 млн рублей, поскольку оба займа компания должна погасить на следующий год.

В апреле Третейский суд по иску Сбербанка арестовал имущество «Олми», находившееся в залоге у финансовой организации. Считалось, что складские остатки могли покрыть финансовые обязательства. За пару дней до решения об обеспечительных мерах стало известно о том, что Павел Неверов продал свой розничный бизнес инвестору. Из 34 магазинов московская компания «Авторион» купила только 28. Остальные магазины Павел Неверов намеревался закрыть.

История краха, банкротства и отчаяния. Почему бывший партнер Павла Неверова убил его и себя
Фото: личная страница Павла Неверова в социальной сети Facebook

В ноябре 2015 года Арбитражный суд признал ООО «Автосоюз» банкротом. В ходе инвентаризации арбитражный управляющий установил, что товаров осталось лишь на 83,6 млн рублей. К этому времени Сбербанк инициировал личное банкротство поручителей по кредитам — Павла Неверова и Олега Елкина. В рамках этого банк начал процедуру взыскания активов предпринимателей в конкурсную массу, писала газета «Коммерсант». В частности, кредитора заинтересовала сделка дарения между Елкиным и его сыном. Юристы утверждали, что тот знал о финансовых проблемах «Олми» и за полгода до банкротства передал логистический комплекс своему сыну. Суд посчитал сделку мнимой, целью которой являлось сохранить контроль над спорным имуществом, и отменил ее.

Что касается Неверова, то управляющий не нашел у него имущества, способного покрыть долг. Как оказалось, тот ездил на автомобиле Volvo XC 70, который, впрочем, находился в залоге у «Юникредитбанка». Сообщалось, что будет продана его квартира в Березовском, находившаяся в залоге у банка «Открытие». В сентябре оценили имущество Неверова — его доли в четырех ООО, где он являлся учредителем. Стоимость каждой из них составила один рубль.

В интервью Znak.com Олег Елкин называл еще одну причину краха «Олми». Часть средств, по его словам, выводилась на погашение долговых обязательств Павла Неверова по сделке купли-продажи земельного участка. Сторона Елкина возмущалась, что кредитор не стал искать «пропавшие» залоговые товары на 400 млн рублей, а правоохранительные органы не завели уголовное дело в связи с выявлением признаков преднамеренного банкротства Неверова. «Весь огонь пришелся на меня», — говорил коммерсант изданию.

В декабре 2017 года областной Арбитражный суд признал ничтожным брачный договор между Павлом Неверовым и его супругой Марией. По решению судебной инстанции, принадлежащие г-же Неверовой автомобиль Volvo, земельный участок в 21 сотку, дом площадью 256 м2 и квартира площадью 54 м2 будут считаться совместно нажитым имуществом, а значит, будут включены в конкурсную массу. Долю Неверова пустят с молотка, а вырученные средства пойдут на удовлетворение требований Сбербанка.

У Елкина остались жена и двое сыновей, у Неверова — жена и четверо детей.