С момента введения системы «Платон» прошло чуть больше двух лет. За это время по всей стране периодически прокатывались волны забастовок дальнобойщиков, митингов и протестов. Впрочем, добиться своего во многом им удалось: в апреле 2017 г. вместо повышения тарифа в два раза (до 3,06 руб. за километр) тариф вырос до 1,91 руб. Деньги взимаются с фур массой более 12 тонн под предлогом «возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» и поступают в федеральный дорожный фонд.
100% сборов (во всяком случае так нам обещал президент РФ Владимир Путин) идут в Дорожный фонд, а оттуда — все до копейки на ремонт региональных дорог. Всего за 26 месяцев работы «Платона» из средств, собранных с водителей большегрузов, на строительство дорог и мостов в России было выделено 22,9 млрд руб., 8,7 млрд руб. составила компенсация регионам вычета по транспортному налогу.
Дальнобойщики объявили новую забастовку против «Платона». И у них сразу начались проблемы с полицией
На ремонт дорог и строительство мостов системой «Платон» собрано более 40 млрд руб. Какие трассы будут восстановлены за счет этих средств, определяют сами грузоперевозчики с помощью голосования на «Карте убитых дорог» — проекта Общероссийского народного фронта. За счет средств от «Платона» по всей стране уже отремонтировали более 1700 километров дорог и восстановили 30 мостов.
Итоги двух лет работы системы «Платон» |
Согласно полученной статистике, самой «оживленной» федеральной трассой оказалась трасса М-5 — здесь проехали 6,5% от числа зарегистрированных 12-тонников в течение 2017 года. На втором месте по загруженности — автодорога М-7 «Волга» (6,2%), на третьем — А-107 (5,8%).
Надо сказать, что жаловаться Екатеринбургу особо не на что: из 23 млрд руб. уральская столица получила от «Платона» 450 млн руб. Деньги выделили на ремонт 27 участков дорог общей протяженностью более 40 километров. Таким образом, один километр разбитых дорог Екатеринбурга обошелся дальнобойщикам в 11,25 млн руб.
Загруженность федеральных трасс |
Для примера: республика Алтай на те же «более 40 километров» (так указано на сайте «Платона») получила 250 млн руб. То есть каждый километр отремонтированного полотна здесь стоил 6,25 млн руб. В соседней Челябинской области за 400 млн руб. было отремонтировано в два раза больше дорог — 80 километров. Каждый километр — всего 5 млн руб. Марий Эл получила 250 млн руб. на 84 километра дорог, Саратовская область — 650 млн на 150 километров, Калужская область — 200 млн на 16 километров.
Отдельная категория трат — это мосты. На них из средств, собранных системой «Платон», выделялось от нескольких миллионов до нескольких миллиардов рублей.
Топ-10 регионов, больше всех заработавших на «Платоне»
Регион | Сумма, млн руб. | Что отремонтируют (построят) |
---|---|---|
Нижегородская область | 3600 | Борский мост |
Ростовская область | 1900 | Ворошиловский мост, 19 улиц |
Самарская область | 1670 | Фрунзенский мост, мост через р. Самару, 27 улиц |
Республика Карелия | 1300 | Гоголевский мост, 100 дорог |
Республика Алтай | 875 | Мост через р. Катунь, 40 км дорог |
Республика Удмуртия | 864,5 | 4 моста через р. Чепца, 1 мост через р. Кильмезь, 37 км дорог |
Омская область | 750 | 28 дорог |
Волгоградская область | 650 | 35 км дорог |
Саратовская область | 650 | 150 км дорог |
Рязанская область | 550 | 86 км дорог |