Переход на систему «Электронная путевка» вызывает опасения у представителей туристической отрасли. Теперь они должны доказать, что у туроператора достаточно финансов, чтобы обеспечить вашу поездку. Однако фингарантия ограничивает раннее бронирование по России до 48 часов. Все это неизбежно приведет к росту цен на и без того дорогие отечественные курорты.
Турагенты не верят, что норма о фингарантии войдет в финальную версию систему. В Ростуризме вопрос не прокомментировали.
Для операторов по внутреннему туризму фингарантия составляет 500 тыс. руб., а значит, туроператор лишится возможности работать сразу после продажи одного VIP-тура или десятка стандартных турпакетов в Крым, Сочи или Анапу: лимит в 500 тыс. руб. в сезон будет сразу перекрыт, так объяснила свои опасения АОС. Директор по маркетингу сети «1001 Тур» Мария Лещева приводит более оптимистичные цифры — она считает, что продажа туров раннего бронирования продлится не 48 часов, а две недели. По крайней мере, столько времени будет у крупных турагентств и операторов.
Мария Лещева, директор по маркетингу сети «1001 Тур»:
— Если в итоговой версии системы сохранится принцип уменьшения размера действующих фингарантий при заведении каждой последующей путевки, то это может привести к коллапсу. Туроператоры фактически не смогут продавать туры на дальние даты вылета, поскольку стоимость данного тура блокируется из суммы фингарантий и разблокируется лишь после возвращения туриста с отдыха.
Как сообщил «РБК-Екатеринбург» исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев, на данный момент к системе «Электронная путевка» подключено 10% туристических агентств и операторов.
Уральское туристическое агентство «География», по информации источника «РБК-Екатеринбург», уже пользуется системой «Электронная путевка», но пока отказалось комментировать ее работу. Другие региональные агентства — «Натали Турз» и «Coral Travel» — отказались от комментариев, посчитав, что у них недостаточно полномочий в сравнении с центральными офисами в Москве. На вопрос о раннем бронировании в турагентстве «Натали Турс» ответили, что «каких-либо опасений по обозначенному вопросу компания не имеет».
Мария Лещева:
— Не стоит забывать, что известные туроператоры, работающие исключительно с Россией, такие как «Алеан», «Мультитур», «Дельфин», вносят огромный вклад в развитие внутреннего туризма. В случае блокировки бронирования из-за недостатка фингарантий, это нанесет российскому туризму больше вреда, чем принесет пользы «Электронная путевка».
Поэтому даже гипотетически рассуждать о том, что нельзя будет заранее купить тур в Сочи, нельзя, считает эксперт. По ее мнению, этого не допустит ни Ростуризм, ни участники отечественного туристического рынка.
Михаил Мальцев, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма:
— На туристическом рынке нас ждут серьезные изменения. Не все смогут адаптироваться к этой форме. Она ограничивает возможности для финансового маневра внутри компании — перераспределения денег на другие проекты. Все должно быть прозрачно. Поэтому электронная форма будет препятствовать финансовым авантюрам.
Комментировать проблему раннего бронирования Михаил Мальцев не стал, сказав, что у турагентств есть более важные проблемы.
Электронная путевка — информационная база, которая позволит туристам проследить онлайн статус их поездки. Согласно данным пресс-службы Ростуризма, туроператоры будут вносить данные о бронировании и оплате турпродукта в систему. По каждому туру там сформируется документ с уникальным номером — электронной путевкой.
С 1 января вступил в силу закон об электронной путевке. Пока туристические агенты и операторы не обязаны ее использовать. Но до конца года система «Электронная путевка» станет обязательной, уверен исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. Эксперт отметил, что регистрация в системе, по его мнению, должна быть бесплатной, а облуживание — за незначительную сумму.