Резервный фонд Свердловской области был создан в 2011 г. Он формируется в начале года из части остатка средств областного бюджета, не имеющих целевого назначения. По закону, размер Резервного фонда не может превышать 3% общего объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
Согласно закону, решение о выделении денег на финансовое обеспечение непредвиденных расходов и мероприятий принимает региональное правительство. Прежде всего подразумеваются траты на аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий стихийных бедствий и других ЧС.
Впрочем, в структуре расходов резервного фонда ежегодно появляются менее «чрезвычайные» статьи расходов. Так, в 2014 г. более половины Резервного фонда Свердловской области — 350 млн руб. — ушло на зарплаты игроков, тренеров, врачей трех хоккейных клубов, трех волейбольных клубов и одного футбольного клуба. Львиную долю этих средств получил хоккейный клуб «Автомобилист».
На 2017 г. размер Резервного фонда Свердловской области составлял 500 млн руб. (его, кстати, существенно урезали, — на 300 млн руб.). Согласно отчету Счетной палаты о ходе исполнения бюджета, региональное правительство согласилось потратить 314 млн руб. на непредвиденные расходы.
Выглядят они так:
Министерству финансов — 15,9 млн руб. на исполнение судебных актов по искам к Свердловской области о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) госорганов либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Министерству строительства и развития инфраструктуры — 23,3 млн руб. на строительство пожарного депо в небезызвестном после пресс-конференции президента Владимира Путина селе Серебрянка.
Министерству общественной безопасности — 1,7 млн руб. — на оказание единовременной материальной помощи жителям Ирбита, Туринского городского округа и Слободо-Туринского района, пострадавшим в результате паводка в 2016 году.
Министерству образования — 100 тыс. руб. — на приобретение интерактивного комплекса для МАОУ СОШ № 6 в Карпинске.
Министерству культуры — 200 тыс. руб. — на приобретение кинотеатральных кресел для МКУ «Информационный культурно-досуговый центр» в Талице.
Министерству энергетики и ЖКХ — 3 млн руб. — на капитальный ремонт теплотрассы в Верхней Туре.
Министерству транспорта и связи — 269,5 млн руб. — на строительство дороги Нижний Тагил — Верхняя Ослянка, на приобретение участка линии связи от Нижнего Тагила до Серебрянки; на приобретение дорожно-строительной техники в Ирбите.
Получается, что из семи статей расходов только одна «чрезвычайная». На все остальные просто не нашлось денег в бюджете. Однако новые кресла и интерактивный комплекс опустошают финансовый запас на спасение жизней.
Руководитель екатеринбургского отделения Transparency International Екатерина Петрова считает, что для изъятия денег Резервного фонда свердловские власти манипулируют формулировками.
— Областные власти зачастую объявляют ЧС тогда, когда ее фактически нет, и таким образом выбивают деньги на что-то другое. В Москве, например, по режиму ЧС строили аэропорт, в Челябинске стелили газон. В Свердловской области эту схему активно используют при модернизации ЖКХ. Средства на ремонт теплосетей, котельных и так далее должны выделяться по областной программе модернизации ЖКХ. У нас ее сократили, оставили в ней буквально 200 миллионов, которых толком ни на что и не хватает. Поэтому, по моим сведениям, главам муниципалитетов приходится обращаться в министерство ЖКХ Свердловской области, которое предлагает мэрам следующий вариант: объявляйте в городе режим чрезвычайной ситуации в связи со срывом отопительного сезона, а мы дадим вам денег на ремонт из Резервного фонда.
За использование средств Резервного фонда прокуратура Свердловской области ранее уже штрафовала мэров. Незаконность схемы подтверждала и Федеральная антимонопольная служба.
Чтобы избежать претензий надзорных органов, свердловские власти обезопасили себя, расширив перечень ситуаций, в которых можно обращаться к ресурсам фонда. Согласно постановлению регионального правительства (документ принят в феврале 2017 года), его деньгами теперь можно пользоваться для «непредвиденных расходов»:
Тем более что и сам Резервный фонд существенно увеличился. Во всяком случае, это предполагается законопроектом об областном бюджете. Резервный фонд на 2018, 2019, 2020 г. будет в два раза больше — по миллиарду руб. на каждый год. На 2018 год он составил 0,5% от общего объема расходов областного бюджета, в 2019 году — 0,5%, в 2020 году — 0,4%.