Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В резервный фонд экстренной помощи людям закачают миллиард. Но потратят его на совсем другие цели

13 декабря 2017, 16:21
В резервный фонд экстренной помощи людям закачают миллиард. Но потратят его на совсем другие цели
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.ru
Регион увеличил «неприкосновенный запас» на случай чрезвычайной ситуации. Анализ его расходов показал, что в реальности резервный фонд опустошается покупкой кресел, выплатой штрафов и командировками за границу.

Как формируется резервный фонд

Резервный фонд Свердловской области был создан в 2011 г. Он формируется в начале года из части остатка средств областного бюджета, не имеющих целевого назначения. По закону, размер Резервного фонда не может превышать 3% общего объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

Согласно закону, решение о выделении денег на финансовое обеспечение непредвиденных расходов и мероприятий принимает региональное правительство. Прежде всего подразумеваются траты на аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий стихийных бедствий и других ЧС.

Впрочем, в структуре расходов резервного фонда ежегодно появляются менее «чрезвычайные» статьи расходов. Так, в 2014 г. более половины Резервного фонда Свердловской области — 350 млн руб. — ушло на зарплаты игроков, тренеров, врачей трех хоккейных клубов, трех волейбольных клубов и одного футбольного клуба. Львиную долю этих средств получил хоккейный клуб «Автомобилист».

На что выделили и тратят деньги из Резервного фонда в 2017 году

На 2017 г. размер Резервного фонда Свердловской области составлял 500 млн руб. (его, кстати, существенно урезали, — на 300 млн руб.). Согласно отчету Счетной палаты о ходе исполнения бюджета, региональное правительство согласилось потратить 314 млн руб. на непредвиденные расходы.

Выглядят они так:

Министерству финансов — 15,9 млн руб. на исполнение судебных актов по искам к Свердловской области о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) госорганов либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Министерству строительства и развития инфраструктуры — 23,3 млн руб. на строительство пожарного депо в небезызвестном после пресс-конференции президента Владимира Путина селе Серебрянка.

Министерству общественной безопасности — 1,7 млн руб. — на оказание единовременной материальной помощи жителям Ирбита, Туринского городского округа и Слободо-Туринского района, пострадавшим в результате паводка в 2016 году.

Министерству образования — 100 тыс. руб. — на приобретение интерактивного комплекса для МАОУ СОШ № 6 в Карпинске.

Министерству культуры — 200 тыс. руб. — на приобретение кинотеатральных кресел для МКУ «Информационный культурно-досуговый центр» в Талице.

Министерству энергетики и ЖКХ — 3 млн руб. — на капитальный ремонт теплотрассы в Верхней Туре.

Министерству транспорта и связи — 269,5 млн руб. — на строительство дороги Нижний Тагил — Верхняя Ослянка, на приобретение участка линии связи от Нижнего Тагила до Серебрянки; на приобретение дорожно-строительной техники в Ирбите.

Получается, что из семи статей расходов только одна «чрезвычайная». На все остальные просто не нашлось денег в бюджете. Однако новые кресла и интерактивный комплекс опустошают финансовый запас на спасение жизней.

Руководитель екатеринбургского отделения Transparency International Екатерина Петрова считает, что для изъятия денег Резервного фонда свердловские власти манипулируют формулировками.

Екатерина Петрова, руководитель екатеринбургского отделения Transparency International:

В резервный фонд экстренной помощи людям закачают миллиард. Но потратят его на совсем другие цели

— Областные власти зачастую объявляют ЧС тогда, когда ее фактически нет, и таким образом выбивают деньги на что-то другое. В Москве, например, по режиму ЧС строили аэропорт, в Челябинске стелили газон. В Свердловской области эту схему активно используют при модернизации ЖКХ. Средства на ремонт теплосетей, котельных и так далее должны выделяться по областной программе модернизации ЖКХ. У нас ее сократили, оставили в ней буквально 200 миллионов, которых толком ни на что и не хватает. Поэтому, по моим сведениям, главам муниципалитетов приходится обращаться в министерство ЖКХ Свердловской области, которое предлагает мэрам следующий вариант: объявляйте в городе режим чрезвычайной ситуации в связи со срывом отопительного сезона, а мы дадим вам денег на ремонт из Резервного фонда.

За использование средств Резервного фонда прокуратура Свердловской области ранее уже штрафовала мэров. Незаконность схемы подтверждала и Федеральная антимонопольная служба.

Что изменилось в 2017 году

Чтобы избежать претензий надзорных органов, свердловские власти обезопасили себя, расширив перечень ситуаций, в которых можно обращаться к ресурсам фонда. Согласно постановлению регионального правительства (документ принят в феврале 2017 года), его деньгами теперь можно пользоваться для «непредвиденных расходов»:

К ним отнесены:

  • оказание единовременной помощи жителям Свердловской области;
  • проведение ремонтных и восстановительных работ;
  • прием зарубежных делегаций, проведение встреч, симпозиумов, выставок, семинаров, конкурсов, конференций, форумов по проблемам областного и общегосударственного значения;
  • мероприятия, связанные с празднованием юбилейных, торжественных и памятных дат;
  • другие мероприятия, проводимые по решениям губернатора Свердловской области и правительства Свердловской области.

Тем более что и сам Резервный фонд существенно увеличился. Во всяком случае, это предполагается законопроектом об областном бюджете. Резервный фонд на 2018, 2019, 2020 г. будет в два раза больше — по миллиарду руб. на каждый год. На 2018 год он составил 0,5% от общего объема расходов областного бюджета, в 2019 году — 0,5%, в 2020 году — 0,4%.