Сегодня Екатеринбург — один из наиболее развитых городов в России в области торговли. В прошлом году столица Среднего Урала вошла в топ-10 городов Европы по обеспеченности торговыми площадями. По данным рейтинга, составленного компанией Knight Frank в сентябре 2016-го, наш город замыкает первую пятерку, обогнав Москву, Париж и Лондон (эти две европейские столицы даже не вошли в десятку).
Топ-10 городов Европы по обеспеченности качественными торговыми площадями (кв. м на тысячу жителей
Данные: Knight Frank, сентябрь 2016 г.
Подчеркнем, что в исследовании Knight Frank речь идет именно о «качественных торговых площадях» (то есть ТРК И ТРЦ). По данным городских властей, просто торговыми площадями жители Екатеринбурга обеспечены почти в три раза лучше: в 2016 г. этот показатель перевалил за 1,39 тыс. кв. м на 1 тыс. горожан.
Впрочем, так было не всегда. Исторически Екатеринбург (как и Свердловск) сложно назвать торговым городом. В царские времена ярмарка, гремевшая на всю Россию, проходила в расположенном почти в 200 км Ирбите. В советские годы Свердловск был закрытым городом, и двигать торговлю тут было особо некому.
Американский формат торговли пришел на Урал в начале 70-х
Впрочем, искры современного торгового пламени начали разгораться уже тогда. 29 августа 1972 г. в Свердловске, на ул. 8 Марта открылся универсам — один из немногих в стране магазинов американского формата: внушительная парковка перед зданием, самообслуживание, продажа как продуктов, так и непродовольственных товаров.
В 90-е универсам на ул. 8 Марта трансформировался в «Марию», в нулевые стал «Купцом». Именно этот магазин положил начало современному «Гринвичу». |
Еще одной такой искрой стал универсам «Кировский» на ЖБИ. Концепция «Кировского» с самого начала строительства предполагала, что это будет экспериментальный магазин, крупнейший в Российской Федерации. Поэтому на какое-то время Свердловск превратился в торговую столицу Союза. На открытии универсама 23 октября 1987 г. присутствовал лично Михаил Горбачев, бывший в то время председателем Президиума Верховного Совета СССР.
Корзинки, едущие по конвейеру, кассиры в красивой униформе, товары, которых в других магазинах было не достать, — в «Кировский» приезжали не только из других районов города, но и из соседних Первоуральска и Нижнего Тагила. Визитной карточкой магазина стали, конечно, свежие булочки — долгое время такие пекли только тут. |
Следом за большим «Кировским» начали появляться магазины с тем же названием в других районах города. По сути, это была первая сеть супермаркетов в Екатеринбурге. Но произошло это не сразу.
В 90-е Екатеринбург превратился в Шанхай
В 90-е, во времена стремительного обнищания населения и пропажи с прилавков магазинов вообще всего, торговля резко переместилась на улицы.
Улица Вайнера — показательный, но не единственный пример. Ларьками были уставлены все улицы города — даже представительский проспект Ленина. Продукты, исчезнувшие из магазинов, можно было купить на мини-рынках, мгновенно возникших на всех крупных остановках транспорта. Особенно было с чем развернуться зимой: коробки с «ножками Буша», горбуша, щуки и куски печени, замороженные до состояния камня, чередовались с круглогодичными консервами, печеньем и «шоколадными» конфетами непонятного происхождения с полным отсутствием шоколада в составе.
О тех годах вспоминает Светлана Холоднюк — «ветеран» товарного рынка Екатеринбурга. Она более 10 лет занимала должность специалиста (а затем и главного специалиста) в комитете, работала с Виктором Контеевым — во многом благодаря ему Екатеринбург торговый имеет сейчас свое лицо.
Светлана Холоднюк, специалист по развитию товарного рынка Екатеринбурга:
— Это было, пожалуй, самое сложное для нас время: регулировать уличную торговлю было практически невозможно, как и проверить качество продаваемого на мини-рынках товара. Но для населения, у которого практически не было денег, такие места сбыта стали спасением.
Более цивилизованный вариант продуктовой торговли в 90-е и нулевые — городские рынки: Центральный, Шарташский, Уралмашевский. Здесь, в отличие от нерегулируемых мини-рынков, можно было купить продукты, не опасаясь за их качество, — проверки стационарных рынков проводились регулярно. |
Городские власти считают, что торговля пошла на пользу Екатеринбургу.
Алексей Бородин, председатель комиссии по экономическому развитию и инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности:
— Именно благодаря развитию торговли Екатеринбург смог в 90-е годы сохранить экономику и вырваться в лидеры среди уральских городов.
С 2000-х Екатеринбург попал в сети
Начиная с конца 90-х в Екатеринбурге стали развиваться торговые сети. Причем в нашем городе — гораздо активнее, чем, к примеру, в столичных Москве и Санкт-Петербурге. Для москвичей в начале 2000-х основным местом для шопинга были различные рынки (вещевые и продуктовые). В Екатеринбурге горожане делали покупки в более цивилизованных условиях. К растущим местным сетям прибавились федеральные: сначала столь популярная до сих пор «Пятерочка», за ней — «Карусель», «Перекресток», из последних — «Окей» и «Лента».
Светлана Холоднюк:
— Конечно, торговлю, которая была даже еще десять лет назад, не сравнить с тем, что есть сейчас. Изменились и ее форматы, и услуги, и, собственно, покупатели. В крупные центры сейчас идут не столько за покупками, сколько за впечатлениями, эмоциями. Поэтому такие форматы вынуждены постоянно развивать сферу услуг — сейчас нередко можно увидеть, как в магазинах устраивают какие-то мастер-классы, занятия для детей. Я уж не говорю о возможности заказа покупок через интернет. Мелкие магазины, в свою очередь, привлекают покупателей скидками и акциями — в последние кризисные годы это очень актуально.
Продуктовая торговля взяла курс на свежесть
Специалисты отмечают, что сети за последние годы также значительно изменились: это связано и с общей экономической ситуацией в стране, и с развитием торговли в целом.
Аналитическая компания «Урал-Гермес», исследовав рынок торговли за последние несколько лет, выделила пять основных групп покупателей по типу оптимизации их потребительских расходов:
- оптимизаторы — выбирают товары-заменители с более выгодными ценами;
- рационалисты — планируют покупки, приобретают только то, что им действительно необходимо;
- cherry pickers — охотники за скидками;
- запасливые — экономят, покупая большими партиями;
- не экономящие.
Из отчета аналитической компании «Урал-Гермес»:
— Среди этих групп наиболее активно выросла доля «охотников за скидками» — с 3% в 2011 г. до 16% в 2016-м, с перспективой достижения 25% к 2021 г. Доля рационалистов неуклонно снижается, а доля оптимизаторов с кризисом 2014 г. выросла, но в перспективе также будет снижаться.
На основе этих данных специалисты делают вывод: денег у российских потребителей стало меньше, но желание приобретать качественные товары сохранилось — даже несмотря на их более высокую стоимость.
Продвинутые ритейлеры изменения в покупательском поведении отследили и в соответствии с ними поменяли свои магазины. Специалисты отмечают, что в первую очередь эти изменения коснулись сетей, работающих в формате «магазин у дома». Это связано с тем, что данный сегмент — наиболее растущий в последние годы. В Москве, к примеру, за десять лет количество таких торговых точек увеличилось в десять раз. Показатели Екатеринбурга вполне сопоставимы.
![]() Фото: архив 66.ru |
---|
Один из показательных примеров значительных изменений — торговая сеть «Пятерочка» (управляющая компания — Х5 Retail Group). Еще несколько лет назад универсамы этой сети выглядели иначе. В 2013 г. ритейлер полностью изменил подход к торговым точкам, оснастив их новым оборудованием и значительно (в 1,5 раза) расширив ассортимент свежей продукции. |
Ольга Петько, директор Уральского дивизиона торговой сети «Пятерочка»:
— Чтобы соответствовать современным требованиям покупателей к качественным услугам и товарам, торговая сеть «Пятерочка» за последние несколько лет кардинально обновила свои магазины, сделав ставку не только на чистоту, комфорт и сервис, но и на качество. Сегодня магазины сети предлагают своим покупателям свежую продукцию, постоянно обновляя ассортимент в зависимости от предпочтений потребителей. Этого добились в том числе благодаря сотрудничеству с местными поставщиками. Существенная доля продукции, произведенной в регионе, позволяет торговой сети уменьшить расходы на логистику и, следовательно, снизить стоимость товара, сделав его конкурентоспособным.
«В плане свежести «Пятерочка» определенно попала в тренд», — отмечают специалисты торгового рынка. Сейчас в Екатеринбурге активно развиваются торговые точки, реализующие фермерскую продукцию — от сыров и мяса до зелени и меда. Екатеринбуржцы стали больше внимания уделять тому, что они едят, следить за своим питанием и следовать правилам ЗОЖ.
Светлана Холоднюк:
— Администрация города вот уже несколько лет проводит сезонные ярмарки сельхозтоваров, на которых производители реализуют свою продукцию с минимальной торговой наценкой или вовсе без нее. Этот формат очень востребован горожанами — и в связи с не слишком высокой покупательной способностью населения, и потому что можно купить действительно свежие продукты.
Альтернатива рынкам — «магазины у дома» крупных сетей. «В силу развития технологий, расширения логистических возможностей сетевиков, их тесного сотрудничества с локальными поставщиками сегодня необязательно ходить на рынки и ярмарки в поисках овощей с грядки или свежего молока — аналогичные продукты можно купить и в магазине», — отмечают специалисты по товарному рынку. Та же «Пятерочка», однажды сделав ставку на местных производителей, теперь каждый день предлагает своему покупателю свежую продукцию. Фрукты, овощи, мясные и молочные продукты располагаются в универсамах в fresh-зоне, а за их качеством следит специальный человек.
Формат «магазинов у дома», по мнению аналитиков, в перспективе будет только развиваться: такие торговые точки необходимы для новых районов, которые сейчас массово застраиваются в Екатеринбурге.
К тому же модель потребительского поведения современных российских горожан все еще далека от западной (для американцев, например, характерны поездки в супермаркет раз в неделю за всем необходимым, включая хлеб и молоко). Согласно данным опросов, екатеринбуржцы заходят в магазин за свежими продуктами в среднем пять раз в неделю (молоко, хлеб, сыр, овощи-фрукты, колбаса, копчености) и раз в одну-две недели выбираются в гипермаркет или на рынок за мясом и бакалеей.