Скоро в России в полноценном формате заработает крупнейший интернет-магазин Китая Tmall, который, как и AliExpress, входит в холдинг Alibaba Group. В отличие от своих партнеров, которые продают дешевые товары, Tmall будет сотрудничать с дорогими брендами. По крайней мере так мотивировали это решение собственники компании.
Мы поговорили с заместителем директора по развитию бизнеса в России Alibaba Дмитрием Селиховым, который в рамках конференции Online Business Russia 2017 в Екатеринбурге рассказал о том, как попасть на витрину китайского маркетплейса.
При этом, несмотря на бум интернет-магазинов, в общей доле ритейла ecom-сегмент занимает всего 5–7%. В самом начале нашего разговора Дмитрий Селихов предупредил меня, что корпоративные обязательства не позволяют ему говорить на три темы: деньги, конкуренты и планы. В ходе беседы выяснилось, что нельзя также комментировать законодательные инициативы в России.
— В Екатеринбург и вообще в Россию заходит Tmall. На рынке и так успешно работает другой ваш бренд — AliExpress. Зачем понадобилось создавать конкурента или таким образом вы хотите сегментировать рынок?
— На самом деле никакой сегментации тут нет. Tmall — это главный бренд Alibaba Group и крупнейший e-commerce-проект в Китае. Его доля составляет порядка 55–60% от всего рынка электронной коммерции страны (вдвое опережает ближайшего преследователя). На этой платформе зарегистрировано более 14000 брендов со всего мира.
— В чем тогда отличия?
— Tmall будет работать по смешанной модели: во-первых, это маркетплейс, как в AliExpress, во-вторых, собственный ритейл Alibaba Group. В обоих случаях товары будут доставляться со складов Tmall в России. Сейчас пока интернет-магазин работает в пилотном режиме — как раздел на сайте AliExpress.
— О каких сроках доставки товара идет речь?
— В 50–60 российских городов мы планируем доставлять заказ от двух дней. По Москве, Подмосковью и Санкт-Петербургу возможна доставка день в день. Но нужно понимать, что было до прихода Tmall: AliExpress работал по модели cross-border. Поэтому мы были вынуждены сталкиваться, например, с таможней, сменой валюты и другими логистическими проблемами. Локальные продавцы из России, которые работали с нами, могли доставлять товар до 15 дней в зависимости от логистического партнера. Варианта три: «Почта России», курьерская служба или постаматы.
— Долгая доставка для вас проблема? Я понимаю, что в России вы самые большие, но в каждом регионе есть местные игроки, которые способны привозить товар на дом гораздо быстрее. Это является для них конкурентным преимуществом?
— Есть много исследований на тему покупательского поведения. Как правило, все они сводятся к одному: потребитель никогда не приобретает все в одном интернет-магазине. Он делает выборку, составляет своеобразный шорт-лист мест, где ему удобнее, дешевле и быстрее покупать.
Вообще доля онлайн-бизнеса в общей структуре ритейла крайне мала, и мы рассчитываем, что все игроки будут и дальше расти. Потому что у каждого — свои преимущества.
Фото: страница Дмитрия Селихова в соцсети Facebook |
---|
— Огромные объемы заказов позволяют вам накапливать данные о покупателях. Как вы используете технологию big data?
— Tmall и AliExpress по сути не просто торговые площадки, а часть большой экосистемы Alibaba — с собственными IT-разработками, логистической и платежной (AliPay) системами. Данные, которые накапливаются после взаимодействия с покупателем, так или иначе используются для улучшения процессов. В этом есть плюс и для нас, и для покупателя.
— Можно конкретный пример? Скажем, вы можете, исходя из предыдущего опыта, предсказать, когда у покупателя закончится какой-нибудь расходный материал?
— Да. Мы идем по всем направлениям. Конечно, получая такие данные, мы их интерпретируем и можем предсказывать поведенческие истории.
Есть еще один фактор: это сезонность. AliExpress работает по всему миру, и в каждой стране есть особенности потребления различных категорий товаров. Этот опыт накапливается и учитывается с точки зрения формирования складских резервов.
— В России сейчас обсуждаются поправки в законопроект. Если они будут приняты, то интернет-магазины, доставляющие посылки из-за рубежа, будут облагаться сбором в 15,25% от конечной цены. Как в связи с этим…
— Мне нечего комментировать, поскольку никакого окончательного решения по этому вопросу нет.
P.S. Между тем подобные законодательные требования могут вынудить иностранных онлайн-ритейлеров уйти с российского рынка. Такие намерения, например, уже выразило руководство eBay. Но Alibaba Group после прихода Tmall c собственными распределительными центрами в России это не грозит.