Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Поля канализационных отходов превратят в дороги и электричество: «Водоканал» придумал, как спасти город от вони

14 октября 2016, 08:03
Поля канализационных отходов превратят в дороги и электричество: «Водоканал» придумал, как спасти город от вони
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
МУП готовится к созданию межмуниципального предприятия по сушке осадков. Специалисты готовят проекты и рассчитывают стоимость новой станции.

Сточные воды и иловый осадок Екатеринбурга и городов-спутников станут сушить на общей площадке. Об этих планах «Водоканала» Порталу 66.ru сообщили в пресс-службе городской администрации, напомнив, что первые заявления об этом представители МУПа сделали еще на «Иннопроме-2016». А сейчас у проекта появились более отчетливые параметры, нежели просто желание и декларации.

По задумке, для строительства и эксплуатации предприятия организуют государственно-частное партнерство.

Поля канализационных отходов превратят в дороги и электричество: «Водоканал» придумал, как спасти город от вони

Для того чтобы сделать предприятие выгодным, сотрудники «Водоканала» изучают опыт коллег из других регионов страны. И, говорят они, технологию, по которой может работать будущее межмуниципальное предприятие, уже подсмотрели в Новочебоксарске. Смысл ее в том, что обезвоженные остатки канализационных отходов (так называемый кек) не просто вываливают на огромные зловонные поля и свозят на специализированные полигоны (как сейчас делают в Екатеринбурге), а сжигают. Энергия, которая образуется в процессе горения, возвращается в технологическую схему и снижает стоимость процесса. А золу, которая становится конечным продуктом, используют для ремонта дорог.

Евгений Буженинов, главный инженер МУП «Водоканал»:

— Результат применения оборудования очевиден, в первую очередь жители отмечают исчезновение запаха от аэрационных станций, иловых полей и полигонов. Также там используется возможность не просто сушки осадков, а полного сжигания.

Чувашский опыт по превращению осадков в золу и электричество внесли в проект. Если инвесторы остановятся на этом варианте, стоимость работы цеха снизится в три раза.

Реализация этого проекта, отметим, сильно помогла бы жителям Химмаша, которые по-прежнему регулярно пишут в редакцию 66.ru письма о невыносимой вони в микрорайоне. Они живут по соседству с иловыми картами южной аэрационной станции «Водоканала» — теми самыми участками земли, которые используются для сушки ила очистных сооружений. Для этой цели выделено 70 гектаров.

Поля канализационных отходов превратят в дороги и электричество: «Водоканал» придумал, как спасти город от вони

В этом году из-за жаркой погоды запахи, которые стоят на площадке, потянуло в город. Первыми их жертвами оказались (ожидаемо) жители Химмаша. Спасаясь от резких ароматов, люди оборвали телефон 112, а потом и вовсе заявили, что на них тестируют химическое оружие.

Житель Екатеринбурга:

— Чувствую сильный запах, даже вонь, сладковатый такой, как ацетон или что-то из лакокрасочного. От него в горле першит, глаза слезятся, голова болит.

Осадки из очищенных стоков накапливаются и перерабатываются годами. «Это органика, которая соответственно реагирует на повышение температуры, — рассказали тогда в пресс-службе «Водоканала». — Обычно иловые осадки высушивают до 70% влажности, а потом свозят на полигоны, но, видимо, в этот раз осадков скопилось слишком много».

Отходы «с душком» попортили нервы и директору «Водоканала» Александру Ковальчику и чуть было не стали причиной нового уголовного преследования. Подрядчик, с которым работал «Водоканал», по данным прокуратуры, вместо того чтобы утилизировать отходы на специально оборудованных площадках, оставлял их возле лесов и сбрасывал в карьеры.

Поля канализационных отходов превратят в дороги и электричество: «Водоканал» придумал, как спасти город от вони


В общем, запах отходов большого города идет вот отсюда:

И проект строительства нового объекта — это, по сути, попытка решить проблему с ветхим состоянием этой станции, по-прежнему принимающей и перерабатывающей основную часть всех канализационных отходов Екатеринбурга.

Южная станция основана в 1976 г., она празднует 40-летний юбилей. По данным замначальника объекта Евгения Лузгина, износ в 2015 г. составлял 70%, а за два года до этого — 80%. Некоторые конструкции не менялись со дня основания.

Евгений Лузгин, заместитель начальника Южной аэрационной станции:

— Было такое, что мы выкапывали трубу, а ее, трубы, там и нет вовсе — сгнила целиком.

Стратегический объект периодически ремонтируют, но процесс переработки отходов принципиально не менялся со времен СССР. И содержимое канализации, и сточные воды проходят несколько цехов. Сначала они попадают в цех механической очистки, где решетки просеивают крупный мусор: пластик, бумагу и проч.

Поля канализационных отходов превратят в дороги и электричество: «Водоканал» придумал, как спасти город от вони

Из-за старых решеток запах в цехе стойкий и сильный. Поменять их на новые решили, не дожидаясь реконструкции.

Евгений Лузгин, заместитель начальника Южной аэрационной станции:

— У нас ведь здесь женщины в основном работают. Так они очень довольны. Говорят, мужья перестали их из дома выгонять из-за запаха, который раньше не вывести было никак.

Следом вода течет в резервуары-отстойники, стены которых рассыпаются от старости. Их латают, обрабатывают гидроизоляцией, но спасти положение может только замена на новые.

Поля канализационных отходов превратят в дороги и электричество: «Водоканал» придумал, как спасти город от вони

Помимо людей, на станции трудятся микроорганизмы: они пожирают органические нечистоты в специальных резервуарах. Чтобы микроорганизмы не погибли, воду обогащают кислородом. Но старая система истрепалась, и ее заменили.

Поля канализационных отходов превратят в дороги и электричество: «Водоканал» придумал, как спасти город от вони

Путь воды проходит через вторичные отстойники, хлораторную и цех, где извлеченный из отстойников остаток обезвоживают. Сейчас он полностью механизирован, оборудование обслуживает 20 человек. В старом цехе сотрудников было в пять раз больше.

Раньше излишки ила располагались на огромных полях рядом с цехом. Сейчас отходы вывозят, поля чистят, цеха ремонтируют. Глобальная реконструкция станции запланирована на 10 лет, разбита на столько же этапов и стоит до 10 млрд руб., которые хотели получить из федеральной казны. Но пока не получили. И, видимо, не получат. Работы ведут на собственные средства «Водоканала».

После реконструкции объекта от старой станции не останется камня на камне: часть разберут, часть снесут. Варианты новой площадки сейчас разрабатывают инженеры «Водоканала». Какой она будет — узнаем только в 2024 г. К сожалению.

Фото и видео: Дмитрий Горчаков; 66.RU