Очевидная вещь: жизнь без электричества в современном мегаполисе невозможна. В Екатеринбурге масштабные отключения случаются нечасто, но на жизни города это сказывается мгновенно. В конце июня обрушившаяся на город гроза оставила без электричества юго-запад Екатеринбурга — образовавшиеся в результате пробки практически парализовали движение в этом районе. Ботаника также в этом году несколько раз оставалась без электричества: то сосна оборвала кабель, то ураган повредил сети, то нарушение в работе ЛЭП... И каждый раз картина одинакова: пробки, неработающие магазины и сотни тысяч недовольных горожан.
Чтобы разобраться в тонкостях управления городским электрохозяйством, мы отправились в Екатеринбургскую электросетевую компанию — специалисты этого предприятия, как правило, принимают на себя первый удар в случае аварии: телефоны центра поддержки клиентов начинают обрывать возмущенные жители.
Офис ЕЭСК расположен в самом центре города. Нас ведут на центральный диспетчерский пункт какими-то сложно запутанными коридорами. «Просто в центре нашего здания расположена одна из городских подстанций, — поясняет наш экскурсовод, начальник оперативно-диспетчерской службы ЕЭСК Евгений Мальцев. — Вначале построили подстанцию, а уже потом вокруг нее начали возводить здание».
По ходу Евгений проводит ликбез в области городских электросетей. В эксплуатации ЕЭСК есть три вида сетей: высокого напряжения (до 220 кВ), среднего (6–10 кВ) и низкого (380 В). В розетки горожан электричество поступает по сетям низкого напряжения.
|
---|
Всю стену центрального диспетчерского пункта ЕЭСК занимает большой экран. На его правой части выведена схема всех высоковольтных сетей Екатеринбурга. На левой — сети среднего напряжения. Малейшие сбои в сети, аварийные ситуации сразу же отражаются на экране — многочисленные телеметрические датчики мгновенно передают соответствующие сигналы. |
Сетей низкого напряжения на этом экране нет — ими занимаются отдельные диспетчеры в соседней комнате. Именно они обрабатывают весь поток информации от кол-центра, куда звонят управляющие компании и граждане, когда в домах пропадает свет.
Евгений Мальцев, начальник оперативно-диспетчерской службы ЕЭСК:
— Задача диспетчера — следить за тем, чтобы технологические параметры работы сетевого оборудования не выходили за пределы допустимых значений. За счет этого обеспечивается бесперебойное электроснабжение города. Если где-то происходит неполадка, диспетчер имеет возможность изменить схему электроснабжения того или иного объекта: как удаленно, так и «вручную», с помощью оперативно-выездных бригад. Прибыв на место, где произошло нарушение в работе оборудования, бригада включает его вновь, если никаких повреждений нет. В противном случае бригада отключает поврежденный участок сети, переводит нагрузку на резервную линию, а диспетчер заносит в систему заявку на ремонт, который выполняют уже другие специалисты.
По словам Евгения Мальцева, большинство нарушений в работе электросетей, которые происходят в городе, потребители не замечают.
— Как правило, сети построены по так называемой кольцевой архитектуре, которая подразумевает возможность резервирования электроснабжения. Если одна из питающих линий вышла из строя, ее заменяет резервная.
— А недавнее отключение на ВИЗе? Мне вот не повезло в тот день: я как раз была по делам в этом районе, когда все светофоры внезапно перестали работать. Простояла в пробках больше двух часов.
— Это было стечение обстоятельств. В тот день мы проводили плановые ремонтные работы, поэтому с одной линии электроснабжение района перевели на другую. И тут случилась эта гроза. Молния ударила в работающую линию. То есть на одной линии — плановое отключение и ремонтные работы, на второй случилась авария. Конечно, нам понадобилось время. Но мы всё исправили за четыре часа — это очень хороший результат. Хотя по закону нам на такие работы даются сутки.
— Что вообще делать, если в доме внезапно погас свет?
— Звоните в свою управляющую компанию или в наш кол-центр, никак не в службу новостей — хотя многие почему-то звонят туда. Чем скорее мы узнаем о сбое в работе, тем быстрее восстановим электроснабжение. В среднем отключения длятся не более полутора часов — вполне терпимое время.
— Как часто проводятся плановые работы?
— Они идут постоянно. Собственно, это и есть наша основная задача — поддержание сетей в надлежащем состоянии. Оборудование в городе разное. Некоторые объекты работают с 20-х годов прошлого века! Но ведь работают! Конечно, существующие сети мы модернизируем, строим новые.
— А внештатные ситуации насколько часты?
— Нарушения в работе оборудования, к сожалению, случаются регулярно. Причин — множество. Вот буквально несколько минут назад поступил сигнал о том, что при производстве дорожных работ повредили электрокабель. На ремонт потребуется время, не час и не два. Конкретно в этом месте мы не имеем возможности сейчас подключить вторую линию, но людей без электричества мы тоже оставить не можем. Поэтому будем переключать трансформаторную подстанцию на дизель-генератор. Хотите посмотреть, как это происходит?
— Конечно!
Поскольку место аварии совсем недалеко — в районе Дворца молодежи, мы отправляемся туда пешком.
|
---|
Небольшая трансформаторная подстанция затеряна в недрах двора. Подъезд к ней перегорожен краном: на нем привезли дизель. |
|
---|
Поскольку оборудование пока обесточено, работать специалисты могут в обычных матерчатых перчатках. |
|
---|
Но без каски и специальной маски работать нельзя. За техникой безопасности в ЕЭСК следят очень строго. «Каждая смена начинается с инструктажа и разбора разных опасных ситуаций», — рассказывают ремонтники. |
Чтобы переключить подстанцию на работу от дизеля, специалистам потребовалось буквально 15 минут. Но уехать отсюда они не смогут до того момента, пока кабель не будет отремонтирован, а подстанция не заработает в штатном режиме. «Дверь в подстанцию открыта, так как к оборудованию протянут кабель от дизеля. Мы будем охранять ее от проникновения посторонних и смотреть за работой дизеля», — объясняет специалист Евгений.
Оставляем ребят с дизелем, а сами отправляемся с другой бригадой — нужно произвести неотложное переключение с одной линии на другую.
|
---|
Выездная бригада диспетчеров ЕЭСК передвигается по городу на УАЗах. «Не все наши подстанции расположены в городе — некоторые находятся в лесу или посреди болота. Как, скажем, та, что обслуживает поселок Палкинский Торфяник», — рассказывает водитель Сергей. — Поэтому нужна машина с хорошей проходимостью». К слову, никаких мигалок у машин ЕЭСК нет. И если по дороге к месту аварии случилась пробка, бригада стоит вместе со всеми. |
Пока едем, замечаю, как много, оказывается, трансформаторных подстанций в городе — они расположены буквально через каждые 200–300 метров. Многие разрисованы народными художниками.
|
---|
«Муниципальные власти выписывают нам большие штрафы за такие художества, — рассказывает бригадир Степан. — Ладно если граффити какое-то достойное, тогда можно не перекрашивать, а вот эти все «Здесь был Вася» и «Алена, стань моей» мы должны убирать. Рекорд — одну подстанцию перекрашивали за год шесть раз! Это вместо того чтобы выполнять свои непосредственные обязанности. Самое неприятное, если горе-художники своими надписями закроют номер подстанции — тогда мы просто не имеем права приступать к работам». |
|
---|
Номер объекта обязательно должен хорошо читаться. Эту трансформаторную подстанцию перекрашивали весной — сегодня она вновь в граффити и объявлениях. |
Казалось бы, простое действие — переключение подстанции с одной линии на другую (для этого необходимо выполнить несколько операций с оборудованием) — требует тщательной подготовки. Работы выполняются только в специальной одежде и обуви. Руки должны быть защищены рукавицами из специального диэлектрического материала, перед тем как их надеть, специалисты обязательно проверяют их целостность. Даже стремянка у бригады — и та из специального материала. Каждая операция выполняется с разрешения диспетчера предприятия, отчеты о выполнении бригадир заносит в журнал.
— Из-за чего обычно случаются отключения?
— По-разному. Осенью и весной — от того, что земля промерзает или оттаивает, грунт ходит, и кабель вместе с ним. Может где-то перетереться, порваться. Воздушные ЛЭП чаще всего отключаются от сильного ветра. Дорожные рабочие или строители тоже часто кабели рвут. Хотя все такие работы согласовываются, но экскаватор — это не рука: чуть глубже копнул — задел кабель. Люди тоже могут стать причиной. Вернее, их действия. В Новый год как-то вздумали пускать салют прямо под ЛЭП. В итоге — авария. Хорошо еще, что никого током не убило. Животные тоже могут вызвать аварию. Крысы чаще всего. Они небольшие, могут в любую щель пролезть. На подстанции могут с шины на шину прыгнуть и застрять. В итоге — сбой.
— Не страшно с электричеством работать? Бывают опасные ситуации?
— Мы очень тщательно относимся к соблюдению всех требований безопасности. И делаем это не для галочки. От этого зависит наша жизнь. А что касается опасных ситуаций… Конечно, может случиться всякое. Надо быть очень внимательным, — говорит Степан.
— Люди иной раз представляют гораздо большую опасность, чем электричество, — улыбаясь, говорит Сергей. И рассказывает такую историю. — В Цыганском поселке как-то надо было сделать переключение, а у нас же все по протоколу, мы не можем подать электричество раньше, чем нам придет команда с центрального пункта. К нам стали подступать: «Давайте скорее, у нас дети голодные, мы без электричества сидим, сготовить не можем. Включайте свет, а то враз машину перевернем». Но тут вдруг какая-то искра проскочила. Сразу все разбежались: «Делайте-делайте, мы подождем».
— Или вот еще история, — подхватывает Саша, еще один член бригады. — Случилась как-то авария, под утро уже. Мы приехали переключение делать, а в подстанцию зайти не можем — машины стоят так плотно, что нам двери не открыть. Мы попинали по колесам, сигналка сработала. Хозяин выглянул, мы его попросили машину убрать. А он в полицию стал звонить, мол, причиняют вред его частной собственности. Наряд приехал, разобрались. Но все это время люди без света сидели, а им на работу надо собираться, детей в школу, в садики вести.
— А вообще начальство нам говорит: если что-то не получается и вы чувствуете, что ситуация может стать опасной, перестрахуйтесь, отойдите подальше в сторону. Оборудование можно починить, а жизнь человека — одна, и она важнее! — резюмирует Степан.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU