За последние два кризисных года Россию покинули около 60 известных брендов и компаний. Одним из наиболее чувствительных к падению рубля оказался рынок одежды и обуви. В 2014 году он снизился на 8%, а в 2015-м упал сразу на 20%. Вот только несколько известных брендов, свернувших бизнес в Екатеринбурге, а в некоторых случаях совсем ушедших из России: Esprit, Gerry Weber, Seppälä, Lindex, River Island, New Look, Sisley, OVS, Desigual… В начале этого года к ним присоединилась Karen Millen. У английской марки в уральской столице был всего один бутик (располагался в ТРЦ «Гринвич»), и он оказался убыточным. Впрочем, не всё так плохо. Представители компании ГК «Джамилько», занимающейся дистрибуцией Desigual в России, пообещали, что какие-то вещи известного испанского бренда все же можно будет найти в российских мультибрендовых магазинах. Правда, доедут ли они до регионов или осядут в столице, пока неизвестно.
|
---|
По-настоящему неприятной новостью стал уход из России магазинов «Стокманн». Финский ритейлер, работающий в сегменте средней ценовой категории, переходящей в премиум, не скрывает, что российский бизнес последние несколько лет был для него убыточным, а девальвация рубля только усугубила накопившиеся проблемы. До конца этого месяца компания планирует завершить сделку по продаже универмагов Reviva Holdings Ltd. Это означает, что вместо «Стокманна» в Екатеринбурге заработает универмаг Debenhams. При этом в контракте говорится, что Reviva еще два года может использовать бренд «Стокманн». Сумма сделки составила 5 млн евро.
|
---|
Отношения между Россией и «Стокманном» всегда складывались непросто, напоминает газета «Коммерсантъ». «Стокманн» пришел в Россию в 1989 году. В 2015-м у компании работало всего семь универмагов: пять в Москве, еще два — в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Убытки магазина в 2014 году составили €26 млн, а в еще благополучном 2013-м — €6,4 млн. Неудачи сети во многом были связаны с ее ориентацией на средний класс, который после наступления кризиса в России фактически перестал существовать.
На рынке фастфуда эксперты, напротив, отмечают подъем. «Рост в этом сегменте обеспечивают те, кто в предыдущие годы обедал в ресторанах и одевался в более дорогую одежду. Сокращение и даже вымывание среднего сегмента — главный тренд предыдущего года, и в этом году расслоение, скорее всего, продолжится», — пишет «Коммерсантъ». Лидерами по открытию точек в России в прошлом году стали KFC, Burger King и McDonald's. Пятисотый российский McDonald's, кстати, появился в самом центре Екатеринбурга и стал 12-м в городе. Ленточку вместе с Роналдом Макдональдом перерезал лично мэр уральской столицы Евгений Ройзман.
|
---|
При этом некоторые владельцы фастфуда в регионах все же почувствовали кризис. Недавно стало известно, что на продажу выставлены сразу пять ресторанов быстрого питания Subway, работающих в Екатеринбурге по франшизе. Объявления появились на сайте Avito. Всего в уральской столице работает 30 ресторанов Subway. Правда, не все они успешны. Точка на Титова, 12 страдает от маргинальных посетителей (не так давно на дверях висело объявление с просьбой не заходить в ресторан пьяным, а также посетителям в грязной, плохо пахнущей одежде). При этом большинство местных жителей сходятся во мнении, что цены в ресторане быстрого питания слишком высоки, и явно предпочитают ему расположенный в том же здании «Кировский».
|
---|
Британская консалтинговая компания Global Counsel опубликовала исследование, согласно которому в 2016-м Россию покинут многие компании из отраслей финансов и энергетики. В прошлом году скандинавская Nordea сократила региональную сеть своей «дочки» в России, оставив отделения только в Москве и в Санкт-Петербурге. Собственники здания на улице Малышева до сих пор ищут нового арендатора офисных помещений после ухода «Нордеа-банка». Под «оптимизацию», помимо Екатеринбурга, попали Волгоград, Воронеж, Пенза, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов и Челябинск.
|
---|
Между тем Nordea не первый иностранный банк, который оптимизирует филиальную сеть в России. Ранее о сокращении городов присутствия с 65 до 44 объявил «Райффайзенбанк». При этом в банке пояснили, что количество офисов существенно не изменится и останется на уровне 170 отделений. Также свою сеть в 2015 году сократила «дочка» Societe Generale — Росбанк.
Еще один игрок, заявивший в конце прошлого года о своем уходе с российского рынка (на этот раз — компьютерной и бытовой техники), — японская компания Toshiba. Гендиректор ООО «Тошиба Рус» Хироаки Тезука признался в интервью «Коммерсанту», что причиной стали высокая конкуренция и колебание курса рубля. В России останется только b2b-подразделение «Тошиба Рус», сотрудничающее с «Почтой России», Сбербанком и «Силовыми машинами».
|
---|
Автомобильные бренды тоже переживают в России не лучшие времена. Часть марок вынуждена покидать страну: в прошлом году ушел Opel, продажи большинства моделей прекратили Chevrolet (оба бренда принадлежат корпорации General Motors) и Honda. Не выдержала конкуренции и испанская марка Seat (принадлежит концерну Volkswagen), покинувшая Россию в ноябре 2014 года. В качестве причин назывались падение курса рубля и спроса на автомобили. Более подробно о том, как обстоят дела на автомобильном рынке в Екатеринбурге, вы можете прочитать здесь.
Фото: 66.ru; пресс-служба McDonald's
Там были прекрасные вещи по адекватным ценам. Тот же Эксприт или Томми Хилфигер, в 1,5-2 раза дешевле один и тот же пиджак, чем в фирменном бутике.
Стокманн реально жаль.