В рубрике «Люди-гвозди» мы, как правило, рассказываем о необычных бизнесах или небольших производствах, которые работают — и весьма успешно! — в узких нишах, поставляя свою продукцию порой по всему миру. Но сегодня наш рассказ — о компании, оказывающей услуги. Для туристического рынка два последних года выдались крайне тяжелыми. Многие фирмы ушли с этого рынка, а те, что остались, в основном ноют о том, как невыносимо работать в нынешних непредсказуемых условиях. Однако пример «Крыльев» показывает: развиваться можно даже тогда, когда рынок, казалось бы, катится в пропасть.
Наталья Калыгина признается, что у нее широкие горизонты, большие амбиции и склонность «уходить, если надоело». Первое образование — модельер. Второе, уже высшее, — техническое, по железнодорожной специальности. Наталья получила его в те времена, когда на железной дороге больших денег не водилось, а зарабатывать хотелось. За серьезными доходами Наталья пошла в продажи, получив для этого третье образование — высшее экономическое, по специальности «государственное управление предприятием». Затем прибавила к дипломам еще один: маркетинг производства УрФУ.
— Мои четыре образования — это не хаотический поиск себя, а последовательный путь, каждый этап которого отвечал моим целям на текущий момент. Это было сознательное расширение мышления, глобальный взгляд на вещи.
В 2000-х Калыгина развивала местный рынок ритейла: действовала, как правило, от нескольких поставщиков, занималась развитием торговых марок и продвижением их в уральские торговые сети. Тогда как раз шло активное развитие сетевого ритейла и такие услуги пользовались спросом.
— Пример достигнутой цели тех времен — узнаваемость торговой марки одного английского чая. Я заводила этот товар на рынок, когда его никто не знал. За 4 года добилась 98% охвата рынка.
Несмотря на блестящие показатели, через 10 лет работы в этой области Калыгиной стало скучно. Путь в ритейле был пройден полностью: от оптовых продаж вагонами до розничных продаж и торговых сетей. Сети стали конечной «станцией», и Калыгина ушла в промышленное производство. Следующим этапом карьеры стала должность заместителя директора по продажам в научно-производственном предприятии, которое разрабатывало и поставляло системы безопасности на железную дорогу. Эти системы тоже надо было продавать.
Однако довольно скоро Калыгину пригласила на пост руководителя своего дочернего предприятия компания «Уральские авиалинии». Директор клуба путешествий «Крылья» — должность представительская, но не только. «Наверное, дело в том, что я могу показать результат. Я даже в кризис вытягивала продажи предприятий разной сферы», — вспоминает Наталья.
На предложенную должность она согласилась не сразу.
— Подстегнуло то, что все знакомые меня от этого шага удерживали. Говорили, что это абсолютно новая сфера, что новичку здесь не прижиться, так как узкий круг «своих», что надо было начинать с самых низов — с должности менеджера по продажам туров, чтобы усвоить нюансы. Но я вот год работаю — и вроде со всем разобралась.
В туристической сфере особенно заметно, что стабильность и долгосрочные планы — это совсем не о современном мире. Ни для кого не секрет, что Египет для россиян всегда был самым популярным направлением, и все туроператоры его активно рекламировали. «Крылья» осенью даже запустили специальную акцию в офисе в Ботаническом районе Екатеринбурга: люди покупали сертификаты и должны были поехать в отпуск как раз в Египет. Как только в акцию вложили деньги, напечатали журналы и буклеты, эту страну закрыли для посещений. Получившим сертификаты экстренно подбирали другие направления. А вскоре, после инцидента с русским военным самолетом, была закрыта и Турция — еще одно мегапопулярное направление.
![]() |
---|
Как рассказывает Наталья, с закрытием Египта и Турции проблем почти не возникло — все субагенты быстро переориентировались на Таиланд, Вьетнам, Бали. |
— Когда я пришла в туризм в конце 2014 года, люди массово сдавали туры, рынок замер, корпоративные клиенты перестали ездить в командировки, так как бизнес многих компаний был завязан на курсы валют. Пришлось закрыть два офиса и уволить некоторое количество сотрудников.
Однако уже весной все привыкли и продолжили развиваться исходя из новых вводных данных. Вот тут и пригодился опыт в продажах: концентрация на результате, достижение нужных объемов, оптимизация работы с партнерами. Уже скоро открыли два новых офиса — правда, в совершенно других местах, чем прежде, и иные по системе обслуживания. Ведь то, что работало раньше, уже не работает. Как рассказывает Наталья, прежде приходило много людей с улицы, были даже очереди в турфирмах. Теперь таких спонтанных клиентов все меньше.
Клуб путешествий «Крылья» был основан в 2003 году. Теперь это федеральная компания с представительствами в 13 городах России. Всего офисов — 16, в том числе в Восточной Сибири: два в Чите, три в Иркутске, один в Самаре, ну а дальше уже родные регионы — Челябинск, Тюмень, Екатеринбург.
![]() |
---|
Когда-то сеть состояла из 26 офисов, но рынок изменился — сейчас офисы для физлиц в таком количестве просто не требуются. |
В комплекс туристических услуг компании входят корпоративное обслуживание, MICE-проекты, индивидуальный и VIP-туризм, пакетные туры, визовая и страховая поддержка. В начале 2014 года клуб совместно с ведущим поставщиком IT-решений для мировой туристической индустрии Amadeus запустил в работу новую высокотехнологичную программу «Крылья. Агент» для оформления авиабилетов через интернет по схеме В2В и В2С. Так была расширена база клиентов.
Изначально «Крылья» создавали в клубном формате — для корпоративных клиентов. Это значит, что услуги, например, командировок предоставляются полностью под ключ. «Командировка — это же не только авиабилет, — поясняет Наталья Калыгина. — Это также такси, отели и, конечно, прозрачная финансовая отчетность». И здесь «Крылья» могут предложить оптимальные условия, потому что сам клуб является крупным клиентом для поставщиков услуг.
![]() |
---|
«Крылья» постоянно участвуют в туристических выставках, недавно посетили большое мероприятие в Сочи — в том числе чтобы найти новых деловых партнеров. |
Кассиры принимают звонки от клиентов круглосуточно. Если командированный застрял где-то в аэропорту в Сингапуре, он не преминет позвонить своему менеджеру, даже если в России глубокая ночь. Так что решения проблем в полуночный час на другом конце земного шара входят в программу лояльности.
— Сейчас постоянно нужен мониторинг рынка, чтобы, например, отслеживать клиентов закрывшихся компаний. Конечно, для мониторинга есть маркетолог, но и руководитель должен держать руку на пульсе, не спать. В целом к непредвиденным ситуациям уже адаптируемся быстро.
![]() |
---|
Cреди спецпредложений компании есть и направления, которые трудно назвать массовыми, — например, Чили и другие страны Южной Америки. |
Сейчас компания продолжает развивать онлайн-систему, которая позволяет создать собственную агентскую сеть без дополнительных вложений в аренду помещений и наём штата.
В 2014 году «Крылья» заняли второе место в рейтинге туристических компаний Екатеринбурга по версии журнала «Деловой квартал». Участники ранжировались в основном по обороту, а также по количеству туристов, отправленных в зарубежные туры в 2014 году. Оборот ГК «Клуб путешествий «Крылья» составил 5,627 млрд рублей. За рубеж было отправлено 170 020 человек. К октябрю 2015 года оборот компании составлял 5,4 млрд рублей, а доходы увеличились четырехкратно.
Из инвестиций директор клуба раскрывает только вложения в разработку нового сайта, который запущен с этого октября.
![]() |
---|
Сайт делали 9 месяцев, и стоил он 1,3 млн рублей. В компании этих денег не жалеют и говорят, что просто идут в ногу со временем. На сайте планируется развивать сервис и для физлиц, и для субагентов, и для корпоративных клиентов. Есть, например, опции для субагентов, чтобы они могли без звонка в офис выполнить основной заказ. |
В компании также созданы два новых отдела продаж — помимо офисов. Один занимается офлайн-продуктом, второй работает с онлайном.
При этом «Крылья» сегодня полностью отказались от кредитования, хотя в банках, конечно, обслуживаются. Туристический бизнес — сложный, нужен целый пул банковских гарантий, под которые можно подписывать билеты у авиакомпаний и различных систем бронирования. Один из основных банков компании — «Уралтрансбанк». В плюс «Крыльям» идет то, что бизнес полностью «белый».
Компания продолжает намечать себе новые вершины, но на вопрос «о наполеоновских планах» Калыгина загадочно улыбается: они точно есть — это большой проект, о котором рынок узнает уже в следующем году.
Текст: Марина Живулина для 66.ru. Фото: Константин Мельницкий; 66.RU