Создатель выставки «Айвазовский и маринисты. Ожившие полотна» приезжает в Екатеринбург уже во второй раз. Сначала Евгений Гудов привозил в уральскую столицу картины великого сюрреалиста Сальвадора Дали. Правда, тогда он занимался только техническим обеспечением выставки, контент использовался сингапурский. Так что Айвазовский — его первый полностью самостоятельный проект.
— Евгений, что представляет собой процесс создания 3D-картин, как вы их оживляете?
— Создавать такие картины — очень долгий процесс, у нас он занял около года. Сначала мы искали картины высокого разрешения: фотографировали или брали из базы. Причем фотографировать картины очень сложно, так как получается много бликов. Затем картина раскладывается на множество элементов: корабли, чайки, облака… Из всего этого строится 3D-модель, которая и формирует у зрителя ощущение погружения.
— Оборудование для мультимедийной выставки вы возите с собой или арендуете на месте?
— Всё оборудование — наше собственное, мы возим его с собой. Вот этот комплект: экраны, ткань, проекторы, серверы, антураж, 6-метровая лодка — это всё занимает две фуры. Одна лодка занимает целую машину, остальное оборудование ездит отдельно. Но в Екатеринбурге у нас более стационарная площадка — это «Люмьер-Холл», один из наших проектов. Здесь будут периодически проходить и другие выставки.
— Какие?
— Следующей будет выставка картин Николая Рериха. Также на финальной стадии находится «Ренессанс».
— Выставку картин Сальвадора Дали вы проводили в Свердловской киностудии. Почему сейчас решили переехать в типографию «Уральский рабочий»?
— К сожалению, оказалась занята площадка. Сейчас там проходит другая выставка. Хотя в типографии территориально гораздо лучше. Тем более что это исторически важное для Екатеринбурга здание. Высота потолков тут ниже, но мы смогли ее обыграть: сделали больше напольных проекций. Правда, подготовка выставки заняла три недели, с учетом того что здесь нужно было сделать ремонт.
— Организаторов мультимедийных выставок «Ван Гог. Ожившие полотна» и «От Моне до Сезанна: французские импрессионисты» обвинили в плагиате. Вам такое не грозит?
— Нет, конечно. У нас оригинальный проект и уникальный контент. Мы сами все разрабатывали, более того — отказываемся давать франшизу или сдавать оборудование в аренду, чтобы никто нас не скопировал.
— Насколько вообще успешны в коммерческом плане мультимедийные выставки?
— Мнения о том, что мы тут собираем десятки миллионов, конечно, ошибочны. Представьте, мы должны арендовать помещение — это уже треть срезана. Еще 4 миллиона стоят серверы, которые воспроизводят картины синхронно и в высоком разрешении. Анимация достаточно дорогая. Денег стоят проекторы, их доработка — они же не просто в магазине куплены, они модифицированы. Хотя, если бы все это мы брали в аренду, каждая выставка была бы убыточной. Так что единственный вариант для организаторов подобных выставок — делать все самостоятельно и иметь большой опыт, в том числе в IT-сфере.
— На чем-то можно было сэкономить?
— Мы стараемся не экономить. Ни на творческой мастерской, ни на красках, которыми рисуют посетители выставки. А они же еще рисуют по две-три картины, да к тому же на ватманах. Ну и, конечно, на рекламу средства идут.
— Как думаете, Айвазовский будет иметь большой успех?
— Как сказать… Хорошо окупаемые художники — это Дали и Ван Гог. А российские, к сожалению, не собирают такого количества народу. Так что у нас выставка построена, скорее, на энтузиазме. В некоторых городах выставки бывают даже убыточными. Например, в Сочи не было соответствующего трафика. Но мы сознательно везли туда маринистов: Айвазовский должен был побывать у Черного моря!
— Где вы нашли инвесторов?
— Я их и не искал, это мой альтруистический проект. Искусство — мое увлечение, хобби. Мне просто хотелось сделать что-нибудь общественно полезное.