Несмотря на кризис, центры раннего развития детей в Екатеринбурге растут как грибы. По данным, которые предоставил Порталу 66.ru сервис 2GIS, всего за год с октября прошлого года их количество увеличилось на 17%.
Сейчас в Екатеринбурге работают 573 центра развития дошколят (на 85 больше, чем в прошлом году). Это различные детские клубы, центры развития, Монтессори-центры, изостудии, семейные клубы, частные садики и многое другое.
В недавно открывшемся детском клубе FANTASY, например, ребят обучают танцам, театральному искусству, игре в шахматы, рисованию, лепке и даже самообороне. Самых маленьких учат читать, рассказывают об окружающем мире и развивают мелкую и крупную моторику. Директор клуба Светлана Ильина говорит, что открывать детский клуб решила вне зависимости от экономической ситуации в стране, так что кризис ее не остановил. Хотя сразу было понятно: больших прибылей пока можно не ждать.
Светлана Ильина, директор детского клуба FANTASY:
— Идея открыть детский клуб возникла вне зависимости от кризиса. Конечно, мы не делали ставку на то, что сейчас можно заработать на нем. Мы недавно открылись, и у нас пока одни убытки. А вообще, думаю, у детских центров есть будущее. Инвестиции в детей, в их развитие и наполнение их базы знаний — самое надежное вложение денег. Это раньше детей учили читать и писать в первом классе, и только единицы умели это до школы. А сейчас дети овладевают навыком чтения уже в 3–4 года.
По оценкам руководителя центра развития и развлечений «Щербакова, 20» Марии Шумилиной, прибыль детскому центру можно ждать не раньше чем через три года после открытия. К этому времени центр как раз наработает имя и клиентов. Марию Шумилину кризис тоже не испугал. Тем более что опыт открытия бизнеса в непростых экономических условиях у нее уже был.
Мария Шумилина, руководитель центра развития и развлечений «Щербакова, 20»:
— Свой первый проект я запустила в разгар кризиса 2008 года, поэтому у меня было ясное представление о работе в условиях финансовой нестабильности. В начале 2015 г. наконец удалось арендовать помещение, которое устраивало по местоположению и другим характеристикам, и появилась уверенность, что дело нужно развивать.
По словам руководителя центра «Щербакова, 20», снижение платежеспособности населения сейчас чувствуется достаточно сильно. Несмотря на то что в районе много детей, не каждая семья может себе позволить водить ребенка на дополнительные платные занятия. Особенно тяжело бывает в мертвый сезон, который у центров развития начинается летом.
Ветераны рынка детских центров тоже ощутили кризис. Для частного детского садика «Полосатый слон» особенно тяжелым стал январь 2015 года, когда количество детей в группе резко сократилось. Если раньше в детсад ходили по 10–12 детей, то в кризис их осталось всего четверо.
Анна Щербакова, руководитель частного детского сада «Полосатый слон»:
— Садик мы открыли в 2009 году. Конечно, было страшно. А в новую волну кризиса, в январе 2015 года, уже встал вопрос: либо закрываться, либо все же работать. И я не изменила своему любимому делу.
В тот период основная часть доходов частного садика шла на питание детей и аренду помещения, а педагогам приходилось сидеть без зарплаты. Да и вообще, утверждает Анна Щербакова, центры раннего развития детей не слишком прибыльный бизнес. Чтобы им заниматься, надо просто очень любить детей.