Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Изнанка бизнеса. Как деньги с «Е-карты» утекают мимо карманов частных перевозчиков

Изнанка бизнеса
5 августа 2015, 17:27
Фото: Скрин, кадр из м/ф «Обезьянки», «Союзмультфильм»
Наш тайный информатор утверждает: справедливая цена проезда в маршрутках города — 20 рублей максимум. Но перевозчики требуют больше, потому что средства, перечисляемые с пресловутых «Е-карт», не доходят до реальных владельцев маленьких желтых «Богданов».

Герой сегодняшней «Изнанки», как обычно, — аноним. Только так можно быть уверенными в том, что он говорит искренне и ничего не скрывает. В этот раз с нами — владелец микроавтобуса, отдавший свою машину частной компании — перевозчику под один из маршрутов общественного транспорта в Екатеринбурге.

Частники, напомним, требуют с мэрии деньги, которые причитаются им за проезд «льготных категорий граждан» по «Е-картам». Представители городской администрации долги признают, но кивают на областную власть, не исполняющую давнюю договоренность о том, что муниципалитет и свердловское правительство платят за льготников вместе. Тем не менее через суд свои деньги перевозчики все же потихоньку выбивают. Но, как утверждает наш информатор, отсуженные миллионы идут совсем не туда — реальные владельцы автобусов их не видят. Так, говорит, построена система: рынок частного общественного транспорта в городе держится на кривых серых схемах и живет по понятиям, а не по закону.

Частный перевозчик в Екатеринбурге — это просто название. У многих из них своих автобусов либо нет вообще, либо их очень мало. Они по факту просто диспетчеры. Но у них есть документы, позволяющие контролировать маршруты. Потому мы, владельцы «Богданов», вынуждены с ними сотрудничать.

Официальных договоров, по которым фирма-диспетчер арендует автобусы у их реальных владельцев, либо нет вообще, либо контракт заключается «на безвозмездной основе». То есть я свою машину как бы отдаю им просто так, от чистого сердца. Так работают если не все, то многие. Причем контракт заключается даже не с диспетчером, а с подставной фирмой. Все деньги идут наличкой мимо кассы. Короче, концов не найти. Но иначе маршрут не дадут.

«Ремонтировать автобусы некогда. На дороги часто выпускают убитые «Богданы» — чтобы они в простое убытки не генерировали».

Условия очень простые: чтобы выставить автобус на маршрут, надо платить диспетчеру. С каждой машины он получает 15–30 тыс. рублей в месяц. Причем владелец машины платит эти деньги вне зависимости от того, исправен автобус или нет, выходит он на рейс или стоит в ремонте. Потому на дороги часто выпускают убитые «Богданы» — чтобы они в простое убытки не генерировали.

Всё, что заработал, — твое, кроме денег с «Е-карт». Эти средства перечисляют фирме-диспетчеру. И она по большому счету может сама решать: отдавать их владельцу машины или нет. Мои «партнеры», к примеру, недавно выиграли суд, заставили мэрию выплатить десятки миллионов рублей долга по «Е-картам». Но мы этих денег не увидим. Зато владельцы фирмы, выигравшей суд, тут же разжились добром: один отложил денег себе на квартиру, другой купил Mercedes за 5,5 млн рублей. Нам они говорят: «Ничего не дадим, хотите — судитесь». А кто будет судиться, если по документам мы никто и звать нас никак?

«По документам, машину как бы водит русский парень Петя, который на самом деле лишь пару раз в месяц приезжает в фирму подписать путевки, авансовые отчеты и прочие документы».

Если в стране примут закон о водительских удостоверениях для мигрантов, 70% частных автобусов в Екатеринбурге встанут. Приезжие, которые сидят за баранкой, экзамены в ГИБДД не сдадут ни за что. Хотя они и сейчас работают нелегально. У них нет документов, разрешающих перевозить пассажиров. Или эти документы липовые. Официально их, как правило, не трудоустраивают. А по бумагам, машину как бы водит русский парень Петя, который на самом деле лишь пару раз в месяц приезжает в фирму подписать путевки, авансовые отчеты и прочие документы.

Поборы и серая наличка процветают на всех уровнях. Даже на низовых должностях. Например, на конечных остановках есть специальные люди, выпускающие автобусы на маршрут, следящие за тем, чтобы машины шли в графике. Так даже они дерут с водителей по сто рублей в день с каждого. А всё потому, что официальная зарплата таких сотрудников — 3–4 тысячи в месяц, остальное сам зарабатывай как хочешь.

«Ничего в этом бизнесе не изменится, пока не случится большая беда».

Справедливая цена проезда в частных автобусах — 20 рублей. Это максимум. С такими тарифами мы все можем жить — не тужить. Но только при условии, что все деньги будут по цепочке доходить до реальных исполнителей, а не оседать в карманах владельцев фирм-диспетчеров. Но этого, похоже, не случится никогда. Либо случится, но только после большой, страшной беды. Дикие «Богданы», как их уже называют, и так таранят столбы, легковушки и общественный транспорт, страдают пассажиры. Но это, видимо, только цветочки.

В качестве иллюстраций использованы кадры из м/ф «Обезьянки», «Союзмультфильм»