Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Игорь Ковпак: «Здесь моя родина, и налоги я буду платить здесь»

18 июня 2015, 12:00
интервью
Игорь Ковпак: «Здесь моя родина, и налоги я буду платить здесь»
Фото: Влад Булатов; 66.RU
ООО «Лев» — ритейлер-оператор сети «Кировский» — стало крупнейшим налогоплательщиком Екатеринбурга 2014 года. В интервью Порталу 66.ru ее владелец Игорь Ковпак пояснил, зачем он платит налоги здесь, зачем в таком количестве и как это сказывается на его взаимоотношениях с властями и предприятиями региона.

По итогам прошлого года ГК «Кировский» перечислила в региональный и федеральный бюджеты 1,7 млрд рублей. На рабочем столе Игоря Ковпака лежит диплом в простой деревянной рамке, подписанный сити-менеджером Александром Якобом: «За обеспечение роста платежей в бюджет муниципального образования «город Екатеринбург» и активное участие в социальных мероприятиях». Глава «Кировского» называет его пряником для тех, кто приносит реальные доходы региону. Как ни странно, такое «спасибо» для него значимо.

— Не многие задумываются о том, что тротуары, дороги, часть домов, садики, зарплата госслужащим — за все это платится из бюджетных денег. А бюджет наполняется в первую очередь бизнесом. Вот я вам сейчас задам вопрос: как думаете, среди всех отраслей экономики Свердловской области какая сфера приносит наибольшие налоговые поступления?

— Наверняка это не промышленность. Скорее, стройка, торговля, сфера услуг…
— Бюджет в основном наполняется за счет двух видов налогов: налог на прибыль в успешные годы и налог на доходы физических лиц. Все остальное — налог на имущество, на землю, арендная плата за землю, неналоговые поступления в виде штрафов — все это мелочи. В 2014 году основным источником для свердловской казны стал НДФЛ. В принципе, всегда, когда экономика пробуксовывает, этот налог выходит на первое место. Когда экономика прет в гору, НДФЛ и налог на прибыль меняются местами. Но если смотреть по отраслям, наибольшие суммы налога в консолидированный бюджет области обеспечила торговля — 14%.

— Но ведь это по меньшей мере странно?! Не производство приносит наибольший доход, не хай-тек и даже не добыча, а купля-продажа.
— Я бы не стал употреблять такое слово. Да, Урал — это опорный край державы, и действительно у нас традиционно развита промышленность. Но, во-первых, на экономике региона сказываются все эти санкции-антисанкции. Во-вторых, почему вы думаете, что это именно спад промышленности? Может, стоит взглянуть с другой точки зрения? Торговля не стоит на месте, она развивается и, между прочим, подтягивает за собой другие отрасли. В головах людей засел стереотип: торговля — это водка, селедка. Но это давно не так! Этот стереотип устарел. Торговля сегодня — это реальная отрасль, которая, как вы видите сами, наполняет бюджет и за счет этого обеспечивает региону развитие. Торговля вышла на новый уровень, идет увеличение масштабов. 28 лет назад был один-единственный «Кировский» — капля в море. А сейчас у нас магазины в 22 городах региона. У нас ежедневно отбивается 220 тыс. чеков. Это 220 тыс. семей! За год поток наших покупателей вырос на 1,5%. У людей есть глаза, они понимают, куда стоит идти, чтобы купить нормальные продукты по адекватным ценам.

«Иностранная сеть может зайти в любой город. Но они не дураки. Зачем им строиться в маленьких городках? Они все готовы развивать сеть здесь, в Екатеринбурге, где высокая покупательская способность, 1,5 млн жителей. А мы и наши местные коллеги открываем магазины в глубинке».

— Санкции-антисанкции… Мне кажется, в вашем случае это даже хорошо. Десять, по-моему, лет назад вы начали «качать» программу «Выбирай наше — местное». Похоже, этот проект отлично вписывается в современную реальность.

— Разумеется, мы такого не планировали (смеется, — прим. ред.). Факт в том, что сегодня на наших полках более 60% товара — от уральских поставщиков. Я смотрю на эту тему под другим углом: развитие нашей сети обеспечивает развитие местных производителей. Мы даем им рынок сбыта.

— Другие сети декларируют примерно то же самое.
— Вы невнимательно смотрите. Федеральные или иностранные торговые сети, когда заходят в регион, приводят сюда и своих поставщиков. Не потому что сети такие плохие, просто у них своя логистика. Им до наших производителей дела нет. И наши компании и власть это прекрасно понимают. Тем ценнее для них дружба с «Кировским». Это чувство взаимно.

Наш регион самодостаточен. Мы можем себя полностью обеспечить. Пусть не всеми деликатесами, но и за этим дело не станет. Многие сейчас ищут пути для модернизации производства, открывают новые направления. Сыры, мясо, овощи, полуфабрикаты... И что было бы с этими предприятиями, если бы мы не развивали сеть? Думаю, эти предприятия постепенно потеряли бы сбыт. Нам будет плохо — им будет плохо.

Это выгодно, когда производители видят, что «Кировский» работает здесь, налоги платит здесь, собственники живут здесь, дивиденды мы получаем здесь и налоги с этих дивидендов идут в местный бюджет. Владельцы иностранных и федеральных сетей свои личные налоги платят по месту своей регистрации, а не в бюджет Свердловской области.

Мы здесь родились. Мы здесь живем. Здесь похоронена моя мама. И поэтому налоги мы будем платить здесь. Мы пытаемся донести до людей, что город развивается только за счет налогов и доходов. Ничего другого. Чудес не бывает. Сколько денег — столько песен. Сколько собрали — столько потратили. Да, есть какие-то безвозмездные поступления от федерации. Но они незначительные. Основной доход — с тех, кто работает, кто развивает бизнес. И надо поддерживать этих людей.

— Сегодня многие ругают девяностые. Но то время было пропитано предпринимательским духом. Большинство частных компаний — региональных, федеральных, не важно — родились и состоялись тогда. Сейчас в бизнес особо не рвутся.
— В 90-е в стране царила всеобщая эйфория. Все почувствовали дух свободы, сбросили оковы коммунизма и ринулись в бизнес. Многие добились успеха и дальше поплыли кто куда. Сегодня, жаль, большинство молодых людей хотят работать на госслужбе. Не готовы рисковать своим карманом. Не готовы терпеть эти проверки, не всегда объективные. А бывает так, что ты строишь что-то, вкладываешь деньги, не переводишь их в Швейцарию, действуешь как патриот, а потом к тебе приходят и говорят: «Слышь, что-то тебя много стало в городе, давай-ка сдай свои точки в аренду или продай». Но что значит продай?! Ты же это построил! Ты вложился, создал рабочие места, дал площадку для местного производителя. А тут кому-то отдать, какому-то иностранцу или федералу! Он привезет свои товары, наши люди потеряют рабочие места... К сожалению, понятие «кошмарить бизнес» не везде ушло. Но я верю, что наши власти будут действовать в правильном направлении и заниматься бизнесом снова станет актуально.