Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Александр Лозовский, «Ситилинк»: «Цены в интернет-магазинах всегда будут ниже, чем в офлайне»

2 сентября 2014, 17:00
интервью
Директор розничной сети электронного дискаунтера «Ситилинк» объяснил, почему один из крупнейших интернет-ритейлеров только сейчас зашел на рынок Екатеринбурга.

Один из крупнейших интернет-магазинов России, занимающий, по версии Forbes, второе место по обороту ($868 млн), открыл первый полноформатный магазин в Екатеринбурге. Примечательно, что заказать товары можно не только через сайт, но и при помощи терминалов.

— Почему вы открыли магазин в Екатеринбурге в автомолле «Белая башня»? Все-таки это автомобильный рынок.
— Помещения нужного нам формата достаточно редки на рынке. И практически в каждом городе мы сталкиваемся с дефицитом помещений нужной нам площади и по нужным нам арендным ставкам. Один из основных принципов дискаунтера — достаточно низкие операционные затраты. Это одно из необходимых условий для возможности поддержания действительно низких цен. Именно поэтому мы не открываем магазины в крупных, раскрученных торговых центрах.

— В Екатеринбурге будет одна такая базовая точка и какие-то еще мини-центры выдачи товаров?
— Да, мы планируем применять нашу стандартную тактику развития: это один или два полноформатных объекта, в зависимости от наших успехов, и сеть пунктов выдачи «Ситилинк-мини». Также пункты выдачи формата «Ситилинк-мини» будут открыты в областных городах с населением более 50 тысяч жителей.

Руководство компании «Ситилинк» заявляет, что никогда в истории не терпело убытки. В отличие от многих других крупных интернет-ритейлеров.

— Получается, что у вас есть два формата для заказа товаров: непосредственно в точке продаж и на сайте. Каково соотношение между ними?
— От региона к региону они сильно отличаются. К примеру, в Санкт-Петербурге 85% заказов поступают через сайт, а в Москве и все 90%. В тех же регионах, где проникновение интернета еще не сильное, через сайт мы получаем 60% заявок. В Екатеринбурге мы рассчитываем на соотношение 80% на 20% в пользу интернета.

— В Екатеринбурге на данный момент представлены практически все крупные игроки. Почему «Ситилинк» только сейчас выходит в наш город? Тем более что рынок интернет-торговли демонстрирует замедление роста.
— Мы считаем, что Екатеринбург — это четвертый по объемам рынок в стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. По плану развития, мы на Урал шагнули только в прошлом году. Для целей оптимизации логистических затрат необходимо было запускаться в нескольких городах Урала. В прошлом году открылись в Челябинске, в этом году добавились Пермь и Екатеринбург. Такая последовательность связана с поиском помещений необходимого формата. Так что рано или поздно мы должны были прийти в ваш город.

— Наверняка вы внимательно изучили ваших конкурентов на екатеринбургском рынке. Кто для вас главный? Кого вы считаете лидерами и кто ваши конкуренты здесь?
— Последние полтора-два года мы ощущаем достаточно сильную конкуренцию со стороны федеральных сетей, например, «М.Видео» и «Эльдорадо», которые очень активно смотрят в сторону интернет-торговли. Плюс к тому это «ТехноПоинт» и DNS, а в Екатеринбурге, безусловно, еще и E96.ru.

— Каковы ваши цели в Екатеринбурге, если не в деньгах, то с точки зрения позиции на рынке?
— Если говорить о вашем городе, то первая позиция на рынке Екатеринбурга среди целей, безусловно, стоит.

Отличие «Ситилинк» от многих других интернет-магазинов — возможность заказать товар при помощи терминала. В компании рассчитывают, что через них будут заказывать примерно 20% покупателей.

— В течение какого времени?
— Двух лет.

— Можете озвучить хотя бы ориентировочные объемы инвестиций в екатеринбургское подразделение?
— Точных цифр назвать не могу, но скажу, что это несколько миллионов рублей, которые ушли на ремонт помещения, оборудование IT-инфраструктуры, а также на проведение рекламной кампании.

— Каковы сроки окупаемости?
— Успешными регионами мы называем те, которые выходят в оперативный плюс примерно за полтора-два года. По бизнес-плану, Екатеринбург именно такой.

— Вы себя позиционируете в качестве дискаунтера. Значит, ваше основное конкурентное преимущество — это цена?
— Не только цена, но и ассортимент, высокая доступность товара, удобство совершения покупок для покупателей, высочайшее качество обслуживания. К примеру, у нас на складе будет ежедневно находиться в наличии более 10 тысяч позиций. Для рынка Екатеринбурга такая высокая доступность товара — редкость. Плюс к тому есть основной склад в Москве, откуда мы будем доставлять товары за пять-шесть дней. Цена — не самый последний фактор, но при этом у нас нет задачи выжигать рынок, предлагая всегда и везде цену значительно ниже, чем у конкурентов.

— По поводу интернет-торговли недавно была тревожная статистика, из которой следовало, что большинство онлайн-ритейлеров убыточны. Как «Ситилинк» существует в этой истории?
— «Ситилинк» кардинальным образом отличается, потому что у нас принцип: быть прибыльным здесь и сейчас. Это необходимое условие для существования и развития бизнеса. Также это гарантия того, что компания всегда будет выполнять обязательства перед своими покупателями.

— За счет чего это получается? Мне кажется, в том же «Озоне» также работают опытные ребята, давно, но при этом в минусе.
— Однозначно ответить на ваш вопрос достаточно сложно. Мы не знаем, как обстоят дела в управленческом плане в этих компаниях, но для нас, менеджеров «Ситилинка», управленцев, требование прибыльности является и ограничивающим фактором. Это один из наших KPI. Если бы было иначе, мы давно открыли бы точки продаж не только в Екатеринбурге, но и по всей стране: от Мурманска до Владивостока. Кроме того, «Ситилинк» развивается исключительно на те деньги, которые сам зарабатывает.

— Было время, когда интернет-магазины открывались массово, каждый студент считал нужным создать в Сети свою торговую точку по продаже чего-нибудь. Сейчас, мне кажется, наступило время слияний.
— Безусловно. Экономические законы никто не отменял. Сейчас отрасль интернет-торговли переходит от стадии роста к стадии зрелости. На этапе перехода происходит консолидация игроков, мелкие и средние игроки либо уходят с рынка, либо объединяются. Все большую роль начинает играть эффект масштаба. Выигрывать будет тот, у кого будут с одной стороны очень низкие издержки, а с другой стороны — очень высокое качество. Под высоким качеством я подразумеваю в том числе исполнение заказа в срок, удобство выбора товара на сайте. Плюс к тому доступ к прямым контрактам с вендорами — также достаточно важная составляющая.

В «Ситилинк» обещают держать на складе 10 тысяч наименований товаров.

— А «Ситилинк» развивает региональную сеть без покупок?
— Ни одной покупки «Ситилинк» за свою историю не сделал, ни одной компании не купил.

— По вашему мнению, слияния на этом рынке не приносят такого же эффекта, как, например, в офлайне?
— Можно покупать конкурентов ради технологий, сотрудников или доступа к контрактам. Но в настоящее время у «Ситилинка» по всем фронтам и так лидерские позиции.

— От региона к региону как-то отличается прибыльность бизнеса?
— Безусловно. Там, где мы старше и где у нас позиции посильнее, — там мы более прибыльные.

— Как-то обсуждал ситуацию на рынке интернет-торговли с одним авторитетным экспертом. И он предположил, что скоро товары в интернет-магазине будут стоить дороже, чем в офлайне, потому что такие покупки позволяют экономить время.
— Мысль интересная. Но пока мировой опыт говорит об обратном. В Америке, Китае или Европе цены в интернет-магазинах по-прежнему ниже, чем на полках у традиционных ритейлеров, потому что цена продолжает быть одним из главных критериев при выборе товара.