Сегодня арбитраж наконец-таки приступил к рассмотрению по существу дела «Русрегионбизнеса» и «Гринлайна» против «Корпорации развития Среднего Урала». Московские компании еще 20 марта заключили с КРСУ договор купли-продажи 61414 акций Кольцово, однако сделка так и не была закрыта. В итоге в апреле покупатели подали иск в суд, требуя выплатить прописанную в договоре неустойку, а также передать пакет ценных бумаг. КРСУ в свою очередь подала встречный иск, требуя признать договор недействительным.
В ходе заседания стали известны несколько интересных деталей. В частности, юрист КРСУ сообщил, что в июне директором компании «Гринлайн» стал некто Кермин Андрей Николаевич, который ранее представлял интересы бывшего директора Корпорации Сергея Филиппова. Таким образом, по его мнению, у экс-руководителя КРСУ была личная заинтересованность в сделке. Плюс к тому выяснилось, что в марте передача акций москвичам могла состояться, но у регистратора акций возникли сомнения в подлинности подписи.
Представители потенциальных покупателей пытались остановить процесс, ссылаясь на то, что подали иск в суд с требованием к МУГИСО (подробнее можно прочитать тут). «Гринлайн» и «Русрегионбизнес» считают, что КРСУ не имела права передавать пакет акций 23 апреля в пользу МУГИСО: «Рассматриваемая сделка не включена в программу приватизации, нет экономического обоснования, постановление не принималось, решения совета директоров нет, договора между министерством и КРСУ не заключалось.
Нет ничего плохого в том, что Виктор Вексельберг станет единственным владельцем Кольцово. За последние годы его структурам удалось превратить екатеринбургский аэропорт в один из лучших в России. Плохо только, что областные власти пытаются сделать продажу пакета максимально непрозрачной, используя для этого сомнительную структуру — КРСУ. |
В обоснование того, что акции сейчас находятся на счете министерства по управлению госимуществом, истцы приводили статьи из интернет-СМИ, а также распечатку выписки, которую предоставил депутат — глава министерства Алексей Пьянков. Однако документы не были заверены необходимым образом, а представитель КРСУ высказал мнение, что это не общепринятые данные, а ему ничего не известно о местонахождении бумаг.
Примечательно, что представитель прокуратуры, которая на прошлом заседании подключилась к процессу, в своем выступлении фактически встала на сторону КРСУ. В частности, она упирала на то, что сделка изначально была невыгодна Корпорации, поскольку оплатить ценные бумаги москвичи должны были только в течение года, да притом безо всяких процентов. Также не было гарантии, что они будут принимать участие в финансировании инвестпрограммы развития Кольцово.
Считается, что премьер Денис Паслер — человек Виктора Вексельберга. Сейчас ему будет проще завершить сделку по продаже акций Кольцово своему протеже. |
В итоге после четырех часов рассмотрения дела судья вынесла решение: в иске «Гринлайну» и «Русрегионбизнесу» отказать, а требования КРСУ удовлетворить. Таким образом, первая инстанция признала скандальный договор купли-продажи недействительным. Однако очевидно, что москвичи пройдут через все инстанции, оспаривая такое решение.
По большому счету подобный исход дела был очевиден еще в мае, когда стало известно о том, что 23 апреля акции Кольцово куда-то ушли со счета КРСУ. И с юридической точки зрения позиция Корпорации тут была в сто крат сильнее, чем у московских истцов. Но суть на самом деле вовсе не в этом.
Вряд ли мы когда-то узнаем ответ на самый главный вопрос: почему в марте глава КРСУ Сергей Филиппов вдруг подписал соглашение с какими-то сомнительными фирмами? К сожалению, мы можем лишь догадываться.
Где сейчас находится Сергей Филиппов — неизвестно. Но сложно поверить в то, что сверхаккуартный человек мог по личному решению заключить сделку по продаже акций Кольцово сомнительным московским фирмам. |
Сейчас наиболее очевидной кажется версия, что на сделке по продаже областного пакета акций Кольцово Виктору Вексельбергу некто решил заработать. Схема такая: две компании покупают крупный пакет, а затем перепродают его основному собственнику аэропорта. Конечно, сложно представить, что кто-то мог попробовать вмешаться в дела одного из самых успешных олигархов наших дней, но в этой жизни и не такое бывает. Приверженцы данной теории называют фамилию бывшего областного чиновника на букву М.
Вторая версия: продажа ценных бумаг была частью большой сделки по передаче пакета все тому же Виктору Вексельбергу. В Кольцово, конечно, всячески отрицали подобные догадки, но ведь проверить мы все равно не сможем. Возможно, что в какой-то момент заинтересованные стороны разошлись в чем-то, а потому о сделке с «Гринлайном» и «Русрегионбизнесом» стало известно общественности.
Главным выгодоприобретателем от сегодняшнего решения суда является Виктор Вексельберг. Теперь областным властям будет весьма просто объяснить депутатам и населению, почему пакет Кольцово надо как можно скорее продать олигарху. |
Для меня очевидно одно: сейчас нам областные власти, ссылаясь на инцидент с московскими фирмами, красноречиво объяснят, что надо продать пакет Кольцово структуре Виктора Вексельберга. И аргументы о том, что областная казна может получить больше 2 млрд рублей, если процедура продажи будет публичной, а в цепочке не будет сомнительной «Корпорации развития Среднего Урала», вряд ли будут услышаны.